23.07.2003

Сотовые дилеры увлеклись IP-телефонией



Растущий спрос на карты IP-телефонии - дешевую междугородную и международную связь - заинтересовал сотовых дилеров. На днях крупнейший сотовый дилер "Евросеть" начал продавать эту услугу под собственным брэндом, используя ресурсы альтернативного оператора связи "Комбеллга". Несколько ранее с собственными IP-карточками вышел на рынок другой сотовый дилер - "Анарион".
Этот бизнес в "Евросети" планируют сделать дополнительным к основному - продажам сотовых контрактов, телефонов и аксессуаров. "Хочется попробовать себя в новом качестве. Пока затраты будут минимальные, инвестировать в проект собираемся очень осторожно, - пояснил управляющий торгового дома "Евросеть" Евгений Чичваркин. - Когда убедимся, что все хорошо, тогда, может, будем прикладывать серьезные коммерческие усилия. Это в чистом виде пилотный проект, и продавать карточки мы будем только в своих салонах". В перспективе Чичваркин полагает, что доля доходов при продаже карточек на все виды телефонных услуг может достигнуть 20% в общих продажах "Евросети".

Выбор нового бизнеса был сделан "Евросетью" на основе анализа продаж в своих салонах IP-карточек различных операторов связи. "Мы уже полгода торгуем разными телефонными карточками и обнаружили, что спрос на карты быстро растет. Проанализировав тарификацию IP-карточек одного из крупнейших операторов "Зебра Телеком", мы решили выпустить свои карточки с более дешевыми тарифами", - уточнила специалист "Евросети" по связям с общественностью Татьяна Гуляева.

Доходы от IP-телефонии в 2002 г. участники рынка и аналитики оценивают примерно в $70 млн. На рынке IP-карточек крупными игроками считаются "Зебра Телеком", "Матрикс Телеком" и "Центральный Телеграф". Купив карточку, клиент может позвонить в другой город или страну по каналам передачи данных, используемых при работе в Интернете. Тарифы на эту услугу на порядок дешевле тарифов на звонки по обычному телефону. Так, по карте "Евросети" минута разговора с Санкт-Петербургом стоит 1,21 руб. , с Московской областью - 1,8 руб. , а с любым другим городом России - 3 руб. Для звонка клиенту необходимо набрать специальный номер оператора, потом код, состоящий из ряда цифр, и нужный телефон. Основное неудобство карточки IP-телефонии - необходимость набирать много цифр.

В "Комбеллге", способной самостоятельно заниматься таким бизнесом и имеющей и так хорошо известный брэнд, объясняют свое второстепенное участие в проекте просто: дополнительные доходы не помешают. "Один брэнд - один рынок, а это будет еще один рынок. Таким образом, мы сможем привлечь клиентов "Евросети" и, соответственно, дополнительные для компании доходы", - пояснил руководитель группы Интернета компании "Комбеллга" Сергей Аветисян. "Комбеллга" предоставила "Евросети" свои ресурсы - биллинг, тарификацию, а также отвечает за выпуск карточки. В свою очередь, "Евросеть" занималась дизайном карточки, на дилере также сбыт и реклама. Аветисян надеется, что проект будет успешен, потому что оператор подготовил еще ряд похожих проектов.

Другой, менее крупный сотовый дилер - "Анарион", начавший недавно предоставлять подобную услугу совместно с оператором "Матрикс Телеком", весьма доволен результатами. В компании сказали, что продажи соответствуют их ожиданиям, но конкретные цифры привести отказались. "Выпуск собственных карт позволяет продавать их по более низкой цене за счет того, что производитель не тратится на маркетинговые мероприятия по продвижению собственного брэнда, - говорит пресс-секретарь "Анариона" Светлана Свечникова. - Кроме этого услуга дополнительно повышает лояльность потребителя к нашей торговой марке".

Занять какую-то значительную долю рынка IP-трафика у сотовых дилеров вряд ли получится. "Это не угроза нашему рынку, поскольку эта карточка не будет доступна массовому потребителю, а будет продаваться только в салонах "Евросети", - говорит директор по маркетингу "Зебры Телеком" Константин Кутенков. В то же время он подтвердил, что для операторов подобная диверсификация только на пользу и "Зебра Телеком" сейчас готовится к такому же совместному проекту.

Впрочем, не все сотовые дилеры верят в перспективность IP-бизнеса. "Для "Евросети" это имиджевая акция, которая направлена больше на повышение узнаваемости брэнда, нежели на получение дополнительной прибыли. Возможно, компания пойдет и на некоторые убытки, если карточки не будут продаваться, поскольку они предназначены для продажи только в салонах связи "Евросети", полагает пресс-секретарь дилерской сотовой сети DIXIS Кирилл Лубнин. В DIXIS поступали предложения о сотрудничестве от IP- и интернет-провайдеров, однако в компании не видят целесообразности выпускать на рынок карточку IP-телефонии под своим брэндом. "На рынке достаточно брэндов и компаний, которые предлагают подобную услугу", - резюмировал Лубнин.

Источник: Ведомости