20.06.2003

"Мосмарт" научится у Carrefour осваивать регионы



Одна из крупнейших российских розничных сетей "Седьмой континент" вчера открыла свой первый гипермаркет "Мосмарт". Гипермаркет строился два года, но его владельцы утверждают, что одним "Мосмартом" дело не ограничится и они станут реальными конкурентами западным сетям "Ашан" и Real. Аналитики считают, что для полноценной конкуренции сейчас у "Мосмарта" недостаточно денег.
ООО "Мосмарт", оператор одноименного гипермаркета, было учреждено на паритетных началах ОАО "Седьмой континент" и ООО "Гиперцентр" в ноябре 2002 г. для развития сети торговых центров площадью 15 000 - 30 000 кв. м. Площадь первого "Мосмарта" на Ярославском шоссе составляет 16 500 кв. м, из которых 11 500 кв. м - непосредственно гипермаркет. Строительство магазина обошлось учредителям в $30 млн. Гипермаркет рассчитан на обслуживание 20 000 человек ежедневно.

Вчера член совета директоров "Семерки" Владимир Карнаухов подтвердил планы развивать сеть и дальше. "Мы станем первой отечественной альтернативой западным гипермаркетам. Когда у "Ашана" будет четыре магазина, у нас будет уже три", - заявил Карнаухов. По его словам, сеть будет расширяться уже в этом году: до конца года откроются два "Мосмарта" - на Дмитровском шоссе и в ТЦ "Вэймарт" на 71-м км МКАД, в 2004 г. будут построены еще два объекта на улицах Кировоградская и Сталеваров. Как сообщил "Ведомостям" источник в "Седьмом континенте", недавно компания получила еще один участок - 5 га на Боровском шоссе. Там в 2004 г. , по словам источника, тоже может быть построен гипермаркет. В начале 2004 г. начнется строительство первого гипермаркета сети в Петербурге. К 2005 г. оборот "Мосмарта" должен составить $500 млн - половину от планируемого оборота самого "Седьмого континента".

Для реализации планов, по данным Карнаухова, у "Мосмарта" есть и финансовые, и людские ресурсы. Учредители аккумулировали на проект около $150 млн, генеральным директором "Мосмарта" был назначен Эрик Блондо, до кризиса 1998 г. возглавлявший московский офис Сarrefour. По данным "Ведомостей", в последние месяцы штат "Мосмарта" пополнился еще рядом управленцев из польских офисов Carrefour, Geant, Hit. Например, гендиректором магазина на Ярославском шоссе назначен Марчин Токаж, ранее работавший в польском Carrefour.

"Мосмарт" решил использовать опыт завоевания рынка, полученный его новыми менеджерами в Польше. Например, в 2002 г. компания объявляла о планах строительства 20 гипермаркетов в одной только Москве. Теперь называются другие цифры: в столице будет построено семь-восемь "Мосмартов", два-три в Петербурге и по одному гипермаркету в городах-миллионниках. Тем же путем шли иностранцы в Польше: Carrefour, Leclerc, Geant и Intermarche, контролирующие более 45% польского рынка, открыли в Варшаве по три-четыре гипермаркета и следом по одному-двум магазинам в крупнейших городах.

Мнения аналитиков о перспективах "Мосмарта" разошлись. "Рынок предоставляет всем равные возможности, - говорит начальник юридического департамента российского подразделения Auchan Зураб Шукакидзе. - Ничего предосудительного в заявлениях представителей "Мосмарта" нет. Но на практике посмотрим, сможет ли "Мосмарт" сделать цены ниже, чем у нас".

Директор по маркетингу сети "Петровский" Олег Гвоздик считает, что у "Мосмарта" мало опыта управления гипермаркетами, но в том, что сеть сможет конкурировать с иностранцами, не сомневается. "Мосмарт" будет строиться преимущественно в городе, а не на МКАД. А при прочих равных условиях (хорошее расположение, низкие цены, реклама и т. д. ) у гипермаркета в городе будет на 30% больше покупателей. Ведь у нас на 100 семей всего 25 машин, в несколько раз меньше, чем в Европе", - говорит он.

Однако, чтобы использовать эти преимущества, нужно динамично расширять сеть. А на это, по мнению аналитика ИК "Тройка Диалог" Андрея Иванова, у учредителей "Мосмарта" ресурсов недостаточно. "Думаю, их бюджет - $150 млн - недостаточен для строительства всех анонсированных проектов. И нет уверенности, что им удастся привлечь дополнительные средства. У иностранцев возможности шире", - говорит он.

С Ивановым соглашается другой аналитик, не пожелавший называть своего имени: "Сейчас у "Семерки" соотношение собственных и заемных средств довольно высокое. Увеличить объем заемных средств можно только с притоком акционерного капитала через выход на биржу или новые инвестиции учредителей. Вряд ли у учредителей есть достаточные резервы, а выход на биржу состоится не раньше чем через два-три года".

Источник: Ведомости