"Мосмарт" научится у Carrefour осваивать регионыОдна из крупнейших российских розничных сетей "Седьмой континент" вчера открыла свой первый гипермаркет "Мосмарт". Гипермаркет строился два года, но его владельцы утверждают, что одним "Мосмартом" дело не ограничится и они станут реальными конкурентами западным сетям "Ашан" и Real. Аналитики считают, что для полноценной конкуренции сейчас у "Мосмарта" недостаточно денег. ООО "Мосмарт", оператор одноименного гипермаркета, было учреждено на паритетных началах ОАО "Седьмой континент" и ООО "Гиперцентр" в ноябре 2002 г. для развития сети торговых центров площадью 15 000 - 30 000 кв. м. Площадь первого "Мосмарта" на Ярославском шоссе составляет 16 500 кв. м, из которых 11 500 кв. м - непосредственно гипермаркет. Строительство магазина обошлось учредителям в $30 млн. Гипермаркет рассчитан на обслуживание 20 000 человек ежедневно. Вчера член совета директоров "Семерки" Владимир Карнаухов подтвердил планы развивать сеть и дальше. "Мы станем первой отечественной альтернативой западным гипермаркетам. Когда у "Ашана" будет четыре магазина, у нас будет уже три", - заявил Карнаухов. По его словам, сеть будет расширяться уже в этом году: до конца года откроются два "Мосмарта" - на Дмитровском шоссе и в ТЦ "Вэймарт" на 71-м км МКАД, в 2004 г. будут построены еще два объекта на улицах Кировоградская и Сталеваров. Как сообщил "Ведомостям" источник в "Седьмом континенте", недавно компания получила еще один участок - 5 га на Боровском шоссе. Там в 2004 г. , по словам источника, тоже может быть построен гипермаркет. В начале 2004 г. начнется строительство первого гипермаркета сети в Петербурге. К 2005 г. оборот "Мосмарта" должен составить $500 млн - половину от планируемого оборота самого "Седьмого континента". Для реализации планов, по данным Карнаухова, у "Мосмарта" есть и финансовые, и людские ресурсы. Учредители аккумулировали на проект около $150 млн, генеральным директором "Мосмарта" был назначен Эрик Блондо, до кризиса 1998 г. возглавлявший московский офис Сarrefour. По данным "Ведомостей", в последние месяцы штат "Мосмарта" пополнился еще рядом управленцев из польских офисов Carrefour, Geant, Hit. Например, гендиректором магазина на Ярославском шоссе назначен Марчин Токаж, ранее работавший в польском Carrefour. "Мосмарт" решил использовать опыт завоевания рынка, полученный его новыми менеджерами в Польше. Например, в 2002 г. компания объявляла о планах строительства 20 гипермаркетов в одной только Москве. Теперь называются другие цифры: в столице будет построено семь-восемь "Мосмартов", два-три в Петербурге и по одному гипермаркету в городах-миллионниках. Тем же путем шли иностранцы в Польше: Carrefour, Leclerc, Geant и Intermarche, контролирующие более 45% польского рынка, открыли в Варшаве по три-четыре гипермаркета и следом по одному-двум магазинам в крупнейших городах. Мнения аналитиков о перспективах "Мосмарта" разошлись. "Рынок предоставляет всем равные возможности, - говорит начальник юридического департамента российского подразделения Auchan Зураб Шукакидзе. - Ничего предосудительного в заявлениях представителей "Мосмарта" нет. Но на практике посмотрим, сможет ли "Мосмарт" сделать цены ниже, чем у нас". Директор по маркетингу сети "Петровский" Олег Гвоздик считает, что у "Мосмарта" мало опыта управления гипермаркетами, но в том, что сеть сможет конкурировать с иностранцами, не сомневается. "Мосмарт" будет строиться преимущественно в городе, а не на МКАД. А при прочих равных условиях (хорошее расположение, низкие цены, реклама и т. д. ) у гипермаркета в городе будет на 30% больше покупателей. Ведь у нас на 100 семей всего 25 машин, в несколько раз меньше, чем в Европе", - говорит он. Однако, чтобы использовать эти преимущества, нужно динамично расширять сеть. А на это, по мнению аналитика ИК "Тройка Диалог" Андрея Иванова, у учредителей "Мосмарта" ресурсов недостаточно. "Думаю, их бюджет - $150 млн - недостаточен для строительства всех анонсированных проектов. И нет уверенности, что им удастся привлечь дополнительные средства. У иностранцев возможности шире", - говорит он. С Ивановым соглашается другой аналитик, не пожелавший называть своего имени: "Сейчас у "Семерки" соотношение собственных и заемных средств довольно высокое. Увеличить объем заемных средств можно только с притоком акционерного капитала через выход на биржу или новые инвестиции учредителей. Вряд ли у учредителей есть достаточные резервы, а выход на биржу состоится не раньше чем через два-три года". Источник: Ведомости |