20.06.2003

Coca-Cola грозит миллиардный штраф. Европейские чиновники подозревают компанию в монополизме



Компании Coca-Cola грозит штраф со стороны регулирующих органов ЕС. Европейские чиновники могут таким образом отреагировать на ее доминирующее положение на рынке безалкогольных напитков в ряде европейских стран.
По данным, обнародованным газетой Financial Times, после расследования, длившегося целых четыре года, Еврокомиссия готовится выдвинуть официальное обвинение против американской корпорации по производству безалкогольных напитков. Ее намерены официально обвинить в том, что в 1990-х гг. компания нарушала антимонопольные правила, предоставляя скидки своим ритейлорам.

Похоже, что комиссар ЕС по антимонопольной политике Марио Монти решил завершить одно из самых громких дел своего департамента. Помимо расследования деятельности Coca-Cola, в Еврокомиссии уже четыре года проводят аналогичное расследование в отношении Microsoft. Поговаривают, что комиссар сильно обеспокоен отсутствием результатов расследования деятельности этих компаний.

По данным источников Financial Times, в ближайшие несколько месяцев Европейская комиссия направит в Coca-Cola официальное письмо, в котором уведомит компанию о своих претензиях. По данным газеты, это должно произойти в сентябре - октябре этого года.

Однако, как заявили Dow Jones в Европейской комиссии, говорить о том, что Coca-Cola будут предъявлены обвинения, пока еще слишком рано. "Пока мы еще не пришли к решению, направлять ли письмо с претензиями в Coca-Cola", - сказала представитель Еврокомиссии Амелия Торрес.

Еврокомиссия начала свое расследование в июле 1999 г. Coca-Cola подозревают в том, что она предоставляла скидки "за верность" некоторым ритейлорам. Они отдавали предпочтение продукции Coca-Cola, а не других компаний.

По данным Financial Times, расследование касается деятельности компании в пяти странах - Соединенном Королевстве, Германии, Австрии, Дании и Бельгии. Однако пока в Европейской комиссии могут ограничиться расследованием деятельности компании на материале, полученном из двух стран.

Если в конце концов Еврокомиссия примет решение, в котором будут подтверждены претензии, изложенные в письме компании, Coca-Cola грозит штраф. Чиновники ЕС имеют право установить его в размерах до 10% от мирового объема продаж компании. Иными словами, основываясь на финансовых результатах компании за прошлый год, штраф может составить $1,9 млрд. Однако, учитывая, что речь идет о событиях четырехлетней давности, а компания Coca-Cola сотрудничала со следственными органами, размер штрафа может оказаться и меньше.

Эксперты по антимонопольной политике полагают, что расследование деятельности Coca-Cola может окончательно прояснить позиции ЕС в отношении подобных скидок ритейлорам.

В 1999 г. , когда расследование только начиналось, Карл Ван Миэрт, предшественник Монти на посту комиссара ЕС по антимонопольной политике, заявил, что подобные действия компаний должны быть объявлены вне закона.

Расследование деятельности Coca-Cola в Европе началось после того, как PepsiCo - главный конкурент Coca-Cola - направил официальную жалобу в Европейскую комиссию на то, что скидки, которые предоставляла своим ритейлорам Coca-Cola, якобы давали компании несправедливое преимущество. В то время на долю Coca-Cola приходилась половина европейского рынка прохладительных напитков, Как предполагают в Financial Times, если обвинение будет предъявлено, Coca-Cola, вероятно, будет настаивать на своей правоте. Свою позицию компания может аргументировать тем, что предоставляла скидки в строгом соответствии с жесткими правилами ЕС и законодательством тех стран, где она работает. Компания может ссылаться и на жесткую конкуренцию, существующую на европейском рынке безалкогольных напитков.

На этой неделе это уже не первая неприятная новость для Coca-Cola. Во вторник в компании признали, что ее сотрудники использовали недозволенные методы для того, чтобы влиять на результаты маркетинговых исследований в сети закусочных Burger King в 2000 г. (Использованы материалы FT, DJ)

Источник: Ведомости