30.04.2003

Мэрия собрала жалобы на сотовых операторов



Московские власти заручились доказательствами того, что не зря ругали операторов сотовой связи. За две недели, что мэрия держала "горячую линию" для недовольных, на качество столичных сетей - а также на состояние собственных аппаратов и вообще на жизнь - пожаловались 1100 человек. Их обличительные показания чиновники тщательно классифицировали и вот-вот передадут "наверх". Пользы от этого исследования в Госсвязьназдоре пока не видят.

Кампанию за улучшение качества городской связи начал мэр Юрий Лужков, который месяц назад раскритиковал сотовых операторов за плохое качество связи. В начале апреля операторы стали отчитываться о проделанной работе. Например, "ВымпелКом" (сеть "Би Лайн") и "МегаФон" объявили о расширении каналов связи с "Московской городской телефонной сетью", "Ростелекомом" и друг с другом. Еще "ВымпелКом" с особым вниманием отнесся к зданию мэрии, оснастив его отдельной базовой станцией.

Более масштабных шагов никто из операторов не предпринял, обосновав это тем, что качество их сетей и так с запасом перекрывает требования Госсвязьнадзора.

В ответ столичное правительство открыло "горячую линию" для сбора жалоб, на которую со 2 по 16 апреля поступило более 1100 звонков. Фиксировались район, где отмечались проблемы со связью, а также чьим абонентом был звонящий. Полученную 190-страничную жалобную книгу и планируется передать регулирующим органам и обществам защиты прав потребителей.

"Ведомости" уже получили список этих жалоб. Среди них попадаются и курьезные. "Нет роуминга", - заявил один из абонентов "Би Лайна", вероятно забывший подписаться на соответствующий тарифный план. "У меня гаснет экран телефона", - недоволен другой. "Похищена база данных - что теперь будет? " - озабочен клиент МТС.

Впрочем, в половине случаев люди все-таки жалуются на недостаточное покрытие города сотовыми сетями. Больше всего - 44% - претензий приходится на долю "ВымпелКома", примерно по 25% - "МегаФона" и "Мобильных ТелеСистем" (МТС).

Степень покрытия - важное требование к операторам. В приложении к лицензиям записано, что на пятый год работы они должны обеспечить покрытие лицензионной территории на 95%. Какую территорию должен покрывать оператор, например, на четвертый год, никак не регулируется. "Проблема в том, что понятие "покрытие" очень расплывчато. Трудно с достаточной точностью определить, сколько именно процентов Московской области "закрывает оператор", - говорит аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.

Сами операторы не считают данные "горячей линии" сколько-нибудь репрезентативными. "Очень мало данных. К нам в день приходит большее количество звонков от абонентов", - говорит вице-президент "ВымпелКома" Сергей Авдеев.

На конец марта 2003 г., по данным ACM-Consulting, столичные GSM-операторы имели следующие абонентские базы: "ВымпелКом" - 3, 846 млн, МТС - 3,385 млн, "МегаФон" - 382 300.

Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин затрудняется определить свое отношение к инициативе московского правительства. "Проблема качества сотовой связи вынесена на политический уровень, мы пока не знаем, что за этим стоит. Поэтому мы хотим сперва провести оценку, можно ли трактовать эти жалобы как признак нарушения закона "О защите прав потребителей", - говорит он. Он сомневается в юридической ценности опроса. "Без технической экспертизы предъявить суду будет нечего", - поясняет Янин.

Начальник управления по информационной политике Минсвязи Сергей Григоренко заявил, что его ведомство примет к сведению данные опроса, но дополнительных проверок устраивать операторам не намерено. "Данных недостаточно для предъявления претензии. Нужны строгая фиксация места и времени звонка, а также измерение уровня сигнала с помощью спецаппаратуры", - объяснил эту позицию "Ведомостям" источник в Минсвязи.

Источник: ИА "Новости гуманитарных технологий"