26.03.2003

Нефтяникам добавили экспорта. Но больше других может достаться "Роснефти"



Правительство наконец-то решилось пойти навстречу нефтяным компаниям и увеличить экспорт. Но чтобы "Транснефть" прокачала за границу дополнительные 10 млн т в год, от нефтяников потребуют жертв. Пока же чиновники готовы компенсировать возможные потери только "Роснефти".
Уже несколько лет подряд в начале года внутренний рынок России затоваривается нефтью и цена падает примерно до $5 за баррель. Но в этом году ситуацию усугубили сами нефтяники: в I квартале они добыли на 10% больше нефти, чем годом раньше, и "Транснефть" не смогла принять всю нефть. Временные ограничения для "Сургутнефтегаза" и "ЮКОСа" достигали 10 - 12% среднесуточной добычи. При этом нефть на мировом рынке в январе и феврале стоила небывало дорого - свыше $30 за баррель.

Но настойчивые просьбы нефтяников увеличить экспорт сделали свое дело. Вчера вице-премьер Виктор Христенко, возглавляющий правительственную комиссию по доступу к магистральным нефтепроводам, заявил, что, по предварительным расчетам, экспорт нефти вырастет до 33,5 млн т. Это на 1,3 млн т больше I квартала, а в годовом исчислении прибавка составит 10 млн т.

"Правительство вовремя приняло решение о расширении трубопроводных мощностей. Ситуация для многих из нас становилась критичной, пристроить нефть стало большой проблемой, - говорит представитель нефтяной компании из первой пятерки. - К тому же хочется увеличить экспорт, пока еще на международных рынках держатся высокие цены".

Правда, для этого потребуется изменить систему поставок сырья. В недозагруженный участок трубопровода Холмогоры - Клин, через который низкосернистая и дорогая нефть сорта Siberian Light попадает в северную ветку нефтепровода "Дружба", планируется добавлять нефть обычного сорта Urals. Дальнейшая реконструкция участка Холмогоры - Клин потребует инвестиций в $50 млн, но уже через 8 - 9 месяцев даст еще 6 - 7 млн т дополнительного экспорта в год, уточнил вице-премьер.

Нефтяные компании уже давно лоббировали план загрузки этого участка нефтепровода, но он вызывал возражения со стороны владельцев Волгоградского ( "ЛУКОЙЛ") , Туапсинского ( "Роснефть", "Югнефтепродукт") и Краснодарского ( "Югнефтепродукт") нефтеперерабатывающих заводов. Эти заводы могут перерабатывать только малосернистую нефть Sibirian Light, которую они получали как раз по трубопроводу Холмогоры - Клин. Чтобы перестроить предприятия под сернистую нефть, нужны немалые средства: для Волгоградского и Краснодарского НПЗ назывались суммы в $250 млн, для Туапсинского - $270 млн.

Однако чиновники нашли способ примирить две группы нефтяников: для помощи в реконструкции заводов комиссия решила, по словам Христенко, увеличить во II квартале поставки нефти на Туапсинский и Краснодарский НПЗ на 720 000 т. Правда, это не вяжется с остановкой на реконструкцию. Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров предполагает, что заводам позволят экспортировать нефть и реконструироваться за счет разницы внутренних и внешних цен на сырье. В целом аналитик позитивно оценил решение правительственной комиссии об увеличении экспорта, хотя и считает его несколько запоздалым - ведь благоприятная конъюнктура цен держится уже несколько месяцев.

Источник: Ведомости