Космос - не шутки. Орбитальные телешоу отложат на неопределенный срокКатастрофа американского шаттла "Колумбия" не только поставила под угрозу будущее Международной космической станции, но и отложила на неопределенный срок проведение телевизионных шоу на орбите. Ранее предполагалось, что россияне увидят его на первом канале начиная с весны этого года, а запуск победителя шоу на орбиту состоится в октябре 2003 г. Теперь эксперты вообще сомневаются в том, что оно будет возможным в обозримом будущем. Идея постановки космического телешоу будоражит умы продюсеров и телекомпаний в течение последних трех лет. Известный американский продюсер Марк Бернетт (автор популярного телешоу Survivor, прототипа нашего "Последнего героя") пытался запустить похожее шоу под названием Destination: Mir ( "Пункт назначения - "Мир") еще в 2000 г. Тогда он заключил соглашение с MirCorp - голландской компанией, контролируемой российским РКК "Энергия" и изначально созданной для коммерческих полетов на орбитальную станцию "Мир". Предполагалось, что победитель телешоу отправится на "Мир". Однако тогда Бернетту не удалось найти средств для финансирования полета. "Цена вопроса" составляет около $25 миллионов: $20 млн стоит запуск корабля к космической станции, $5 млн - подготовка космонавта к полету. Злоключения MirCorp этим не закончились - в марте 2001 г. затопили и саму станцию "Мир". В конце 2000 г. идея запустить орбитальное шоу под названием Space Commander возникла у немецкой компании Brainpool TV, которая подписала контракт с европейским аэрокосмическим консорциумом Astrium, с тем чтобы обеспечить себе ежегодные полеты на "Союзах" к МКС. Предполагалось, что первый пуск произойдет 22 сентября 2002 г. , а затем победители телешоу будут ежегодно летать на МКС до 2008 г. Из этой затеи также ничего не вышло. В декабре 2001 г. американская компания Image World Media подписала с MirCorp протокол о намерениях о запуске двух космонавтов в рамках шоу Ancient Astronaut ( "Древний астронавт") , однако уже в феврале 2002 г. Image World Media обанкротилась, и шоу, естественно, не состоялось. В результате в космосе побывали лишь два космонавта-любителя - американский мультимиллионер Деннис Тито и южноафриканец Майкл Шаттлуорт, а идеи развлекательного шоу остались на бумаге. "У многих в США искаженное представление о России. Они думают, что можно, как в советское время, приехать сюда со $100 - и мы уже друзья навек. В действительности же бизнес в России не менее развит, чем в США, и организация орбитального шоу стоит огромных денег " - так комментирует причины неудач космического шоу-бизнеса непосредственный участник событий. Последнюю попытку поставить такое шоу предпринял российский "Первый канал" (бывшее ОРТ) , подписав в октябре 2002 г. соответствующее соглашение с "Росавиакосмосом". Предполагалось, что отбор кандидатов на это шоу начнется в ноябре 2002 г. , а победитель на неделю отправится на МКС в октябре 2003 г. По задумке авторов потенциальные космонавты будут тренироваться в Звездном городке, все их тренировки будут фиксироваться телекамерами и каждую неделю по одному участнику будет выбывать из игры, пока не определится победитель, который и полетит в космос. В ноябре прошлого года "Первый канал" договорился с Европейской вещательной ассоциацией (ЕВА) о совместном продюсировании проекта. Предполагалось, что 13 телекомпаний - членов ЕВА будут участвовать в финансировании полета и смогут выдвинуть своих кандидатов для участия в шоу. По словам исполнительного менеджера проектов Европейской вещательной ассоциации Сары Юен, шоу планировалось начать в апреле 2003 г. Предполагалось, что каждая из стран-участниц представит по два кандидата в космонавты - мужчину и женщину. Как рассказала Юен, в январе этого года переговоры с потенциальными спонсорами проекта шли к успешному завершению, однако известие о катастрофе шаттла "Колумбия" смешало все планы. Теперь проект заморожен, а в ЕВА ждут известия от "Первого канала". Дело в том, что в связи с приостановкой американской пилотируемой программы до окончательного выяснения причин аварии шаттла вся нагрузка по доставке на орбиту МКС космонавтов ложится на Россию, как на единственную страну, имеющую технологии, необходимые для пилотируемых космических полетов. Как рассказал "Ведомостям" руководитель пресс-службы "Росавиакосмоса" Сергей Горбунов, осенью 2003 г. запуск коммерческого космонавта невозможен, поскольку все пассажирские места зарезервированы для членов экипажа МКС. Окончательный договор между "Росавиакосмосом" и ОРТ так и не был подписан, хотя ОРТ внесло аванс в размере 10% от стоимости запуска (около $2,5 млн). "Скорее всего, любые коммерческие полеты в космос придется отложить на один-два года, - говорит Горбунов. - Сейчас мы ждем реакции ОРТ - они должны определиться, отложить ли шоу или поступить как-то иначе". По словам Горбунова, на тренировки и подготовку космонавта к старту обычно требуется от шести до восьми месяцев. Руководство "Первого канала" никак не прокомментировало судьбу своего космического проекта. Другая проблема состоит в том, что начинать развлекательное космическое шоу после катастрофы шаттла никто не возьмется. К этому не готовы ни спонсоры, ни телевещатели, ни зрители. "Мир не готов смотреть игровое шоу, после того как мы потеряли семь человек", - говорит организатор одного из этих шоу. Американская трагедия - не единственная помеха на пути "космического телевидения". Другая проблема - неготовность телеканалов и спонсоров нести многомиллионные расходы, в то время как почти таких же высоких зрительских рейтингов можно достичь, запустив малобюджетное realty TV-шоу. Орбитальные шоу сопряжены с большим риском для их организаторов. "Вы представляете, что будет с компанией-спонсором, если произойдет авария и победитель телешоу погибнет? - говорит один из участников проекта. - Поэтому генеральным спонсором космического шоу должна быть корпорация, согласная нести значительный риск". Помимо дороговизны и высокого риска, у космического шоу-бизнеса есть и другие неприятные стороны. Так, продюсеры хотят контролировать процесс, однако законы космонавтики диктуют свои условия. Окно для старта с Байконура может оказаться, например, в пять часов утра по нью-йоркскому времени, тогда как каждый продюсер хочет показать свое шоу в прайм-тайм. При том что судьба космического шоу-бизнеса под большим вопросом, коммерческие полеты в космос отдельных толстосумов, скорее всего, возобновятся раньше. "Коммерческие туристы мобильнее, они могут как-то подстроиться под изменившиеся планы, в то время как перенос телешоу означает срыв планов спонсоров, продюсеров, дистрибьюторов и многих других участников проекта", - говорит президент MirCorp Джеффри Манбер. Он считает, что возникший двухлетний мораторий на запуск космических туристов даст его компании возможность спланировать новые проекты в области коммерческой космонавтики. "Теперь мировое сообщество начинает осознавать, что Россия - надежный партнер для космических полетов", - говорит Манбер. Источник: Ведомости |