28.01.2003

Как размножается крупнейшая в России сеть турагентств. Простым делением на три



Весной 2003 года на туррынке должна появиться новая агентская сеть, специализирующаяся на продаже пляжного отдыха. Ее создатель Андрей Озолинь, уже владеющий "Магазином горящих путевок" и "Машиной времени", собирается через какое-то время продать свое новое детище вместе с двумя первыми сетями. Специалисты сомневаются, что это ему удастся.

Хорошо известный на туристическом рынке предприниматель Андрей Озолинь в октябре прошлого года пообещал покинуть родной бизнес, продать свои доли в агентствах и на вырученные деньги развивать сеть прокатов бытовых товаров. Проект "Прокат Ру" сейчас развивается, в Москве открыто уже около десятка пунктов. Однако продать свои доли в туркомпаниях Озолиню пока не удалось, да и без турбизнеса ему, похоже, все-таки скучно.

Его новая сеть под названием "Вэлл" должна быть презентована 7 апреля 2002 года. Для начала в ней будет 10 офисов - собственных и франчайзинговых. Сеть ориентирована на людей со средним уровнем дохода. В том же месяце Озолинь планирует открыть еще один проект - туристический бутик Max&Tony, рассчитанный уже на клиентов, готовых выложить за поездку от $10 тыс.

Бутик владелец собирается оставить себе, а вот "Вэлл", вполне возможно, будет выставлена на торги, причем вместе с "Магазином горящих путевок" и "Машиной времени". "Конечно, если найдется покупатель за соответствующую цену", - заявил "Финансовым Известиям" Андрей Озолинь. Вот в этом-то его коллеги и конкуренты как раз и сомневаются.

Переговоры о продаже своего турбизнеса Озолинь начал осенью прошлого года. Поначалу предложение казалось заманчивым. Озолинь контролирует 73% акций ОАО "Сеть магазинов горящих путевок", которое, по оценкам специалистов информационной службы "БАНКО", является крупнейшей в России туристической агентской сетью. В нее входит 140 офисов продаж, часть из которых является филиалами ОАО, остальные работают с компанией по франчайзингу. "Магазин" отправляет на отдых около 100 тыс. человек в год. Вместе с "Машиной времени" сеть контролирует, по экспертным оценкам, около 15-20% московского выездного туризма.

Озолинь оценил свой бизнес минимум в $4 млн (исходя из показателей прибыли за 3 года). А в предложениях инвесторам фигурировала сумма в $5-7 млн. Сделок на такие суммы, надо отметить, на российском туррынке пока не проводилось. Эксперты "БАНКО" посчитали цену предложения завышенной в 2-3 раза.

Прибавившаяся к уже работающему бизнесу сеть "Вэлл" вряд ли добавит стоимость турбизнесу Озолиня. По мнению предпринимателя, ниша пляжного отдыха лучше всего подходит именно для сетевого проекта, причем сейчас она пустует, хотя до 80% доходов от продаж турпутевок приносят именно пляжные направления. Владимир Воробьев, президент "Натали турс", наоборот, считает, что такой ниши не существует вообще. "Скорее всего новая сеть будет работать так же, как "Магазин горящих путевок". "Машина времени" тоже ведь сначала позиционировалась как офисы продаж для элитных клиентов, а в результате все получилось как в "Магазине", - говорит он.

"Все эти новые проекты создаются только для того, чтобы увеличить стоимость "Магазина". Но ничего из этого не выйдет: все сети, кроме "Магазина", приносят и будут приносить только убытки, финансовые потоки в компании контролируются с помощью малоуправляемых технологий, и все это вместе не стоит тех денег, которые за это просят. Никто из российских операторов на это не пойдет", - сказал "Финансовым Известиям" руководитель одной из компаний-конкурентов.

Озолинь в свои сети верит. "Действительно, "Машина времени" завершила год с некоторыми убытками, но это молодая сеть, итоги ее работы можно будет обсуждать только в октябре 2003 года. Кроме того, убытки "Машины" существенно меньше прибыли "Магазина", так что денег на последовательный брендинг "Вэлл" у нас достаточно", - говорит он.

Источник: Финансовые известия