25.12.2002

Розничный патриотизм. Российские ритейлоры близки к тому, чтобы повторить подвиг отечественного автопрома.



С их подачи Министерство экономического развития и торговли разрабатывает концепцию развития внутренней торговли, предусматривающую ограничение деятельности транснациональных розничных сетей - они наряду с теневой торговлей отнесены к основным помехам в развитии российской розницы.
Проект концепции развития внутренней торговли, которую коллегия Минэкономразвития планирует рассмотреть в январе, делит факторы, мешающие развитию отечественной розницы, на две группы: недостаточная поддержка со стороны государства и неравные условия конкуренции. Первая группа проблем вызвана высокими налогами, лишающими розницу средств на развитие, и административными барьерами. А вторая - превосходством "нецивилизованной" торговли и крупных иностранных компаний. Последние, как говорится в концепции, "обладают мощными финансовыми ресурсами" и могут вытеснять с рынка российские розничные компании при помощи низких цен и долгосрочных контрактов с отечественными производителями.

Чтобы справиться с этой бедой, разработчики концепции предлагают пересмотреть понятия недобросовестной конкуренции и монопольно низкой цены. Обсуждать детали своих предложений чиновники Минэкономразвития отказываются. Но сотрудник Министерства по антимонопольной политике говорит, что, в частности, речь может идти о том, чтобы снизить предельную долю рынка, при достижении которой компания будет считаться монополистом, с нынешних 35%.

Отечественные ритейлоры не скрывают, что принимали участие в разработке концепции. "Мы [Ассоциация компаний розничной торговли, АКОРТ], естественно, в своих интересах участвовали в разработке этого документа, - говорит исполнительный директор АКОРТ Олег Сазанов, - и удовлетворены результатами".

АКОРТ давно недовольна иностранными коллегами, работающими в России. Еще весной ассоциация направляла в МАП жалобу на "недобросовестную конкуренцию" со стороны российских магазинов немецкой Metro. Ассоциация утверждала, что, несмотря на заявленный Metro мелкооптовый формат сети, в ее магазинах были нередки случаи продажи товаров в розницу, не включая в цены 5% -ный налог с продаж. Вторая жалоба на зарубежные торговые сети поступила от Российской ассоциации продавцов и производителей электроники (РАТЭК) : она обращала внимание антимонопольных органов на то, что магазины Auchan торговли телевизорами завода "Рубин" по ценам примерно на $10 дешевле, чем покупали на заводе. "По действующему закону [закон 1991 г. "О конкуренции"] мы не нашли в этих прецедентах нарушений", - говорит источник в МАПе.

В зарубежных торговых сетях не считают, что заслужили строгого обращения со стороны государства. Пресс-секретарь Auchan Владимир Назаров говорит, что сейчас его компания выполняет все российские законы и изменит принципы своей работы, только если появится новое законодательство. А в Metro на идеи Минэкономразвития реагируют более эмоционально: "У нас действительно есть преимущества в ценах по сравнению с российскими торговыми предприятиями, потому что любая транснациональная компания обладает и большим опытом ведения бизнеса, и большими финансовыми ресурсами, - сказал "Ведомостям" сотрудник компании, просивший не указывать его имени в печати. - Но это не повод вводить какие-то ограничения на деятельность таких компаний в стране с рыночной экономикой".

Впрочем, управляющий розничной сетью "М. Видео" Алексей Максимов убежден, что концепция не расходится с международной практикой. "В других странах при развитии рынка ритейла принимались законы, которые позволяли ограничивать деятельность компаний, которые за счет обладания большими ресурсами могли продавать товары ниже их себестоимости. Именно это сейчас происходит у нас: зарубежные компании захватывает долю на рынке, развиваются и закрывают дорогу российским сетям", - говорит менеджер.

Источник: Ведомости