25.11.2002

Сильная доля. "Большая двадцатка" как зеркало Рунета



Леонид ДЕЛИЦЫН,ведущий аналитик Рамблера, - специально для "Известий-Медиа"

Состояние различных рынков, в том числе и интернетовского, часто характеризуют поведением агрегированных индексов. Некоторые из них построены на трафике или совокупном охвате аудитории небольшого количества крупных интернет-ресурсов. Известно, например, что практически половину аудитории американского Интернета охватывают всего три крупнейших конгломерата ресурсов, принадлежащих Yahoo, America Online и Microsoft. Более года назад Рамблер и Mail.Ru впервые сосчитали "большую двадцатку" - 20 ресурсов, охватывающих вместе максимальный объем аудитории Рунета. Оказалось, что исследование трафика 20 лидирующих сайтов практически так же репрезентативно, как подсчет аналогичного показателя 90 тысяч активных ресурсов, участвующих в рейтинге Rambler's Top100.

Совокупная уникальная аудитория "большой двадцатки" ("BiG20") превосходит совокупную уникальную аудиторию 20 лидеров рейтинга Тоp100. Причина проста: в "BiG20" входят ресурсы, аудитории которых пересекаются не слишком сильно. Это крупнейшие порталы, сайты провайдеров и специализированные ресурсы, которые регулярно просматривает большее число разных посетителей-россиян, чем любой другой набор сайтов русскоязычного Интернета, участвующих в рейтинге Top100.

Уточним, что измеряется регулярная аудитория, то есть только те посетители, которые заходят на ресурсы Рунета два раза в месяц или чаще. При этом "засчитываются" только российские посетители - это одно из условий, которое позволяет сравнивать результаты с данными традиционных медиа-метрических исследований, базирующихся на опросах. В октябре 2002-го месячный охват регулярной аудитории Рунета составил 3,2 миллиона россиян. Из них 88%, то есть 2,8 млн человек, приходится на долю "большой двадцатки". Доля "BiG20" оказалась стабильной и практически не изменилась за год. А абсолютная величина ее месячного охвата за год выросла на 33%.

Таким образом, можно сделать вывод, что Рунет продолжает расти, хотя и не такими бурными темпами, как год назад. Недельный охват "большой двадцатки" вырос несколько сильнее - на 36% и составил 1,6 миллиона россиян.

Большинство ресурсов "большой двадцатки" принадлежит крупным интернет-холдингам. Тем не менее определенные шансы остаются и для "независимых" ресурсов, что иллюстрируют примеры Mult.ru (который год назад только появился на свет), Sotovik.ru и 3Dnews.ru, вошедших в "двадцатку" сравнительно недавно.

Из онлайновых СМИ удержаться в "двадцатке" октября удалось только тройке лидеров категории - РБК, Ленте.Ru и Газете.Ru. Именно на эти сайты пришелся основной "взрыв" посещаемости, последовавший за захватом заложников 23 октября. Максимальный абсолютный прирост аудитории наблюдался у сайта РБК - на 250 тысяч человек за один день. В этот день, 24 октября, на РБК побывало почти 394 тысячи человек - втрое больше, чем обычно.

В неделю, последовавшую за терактом, охват "большой двадцатки" Рунета вырос до 1,7 миллиона человек, то есть на 6%. Гораздо заметнее возросла недельная активность пользователей ее ресурсов -на 20%. Активность пользователей Рунета в целом тоже возросла на 20%, но только в течение трех дней, прошедших до освобождения заложников. Таким образом, на сайтах "большой двадцатки" всплеск активности длился дольше. Это подтверждает наблюдение, сделанное нами годом ранее, - в дни информационных взрывов основной рост трафика наблюдается на крупнейших ресурсах Рунета, которые обладают одновременно раскрученным брендом и возможностями оперативной публикации новостей.

BIG20. Октябрь' 2002

Таблица 1

Источник: Известия МЕДИА