Компания «Бизнес-Аналитика» (ее данными пользуются несколько самых крупных продавцов сигарет в России) представила вчера результаты мониторинга российского табачного рынка в третьем квартале. Примечательны они тем, что впервые за четыре года здесь произошла смена лидера. Вместо «Явы золотой» (производится компанией British American Tobacco), лидировавшей на рынке сигарет с фильтром с 1998 года, на первое место вышли L&M (Philip Morris). По разным оценкам, ежегодно в России потребляется от 270 млрд до 320 млрд сигарет. В денежном выражении российский табачный рынок оценивается в $4,8 млрд. «Ява золотая» была запущена British American Tobacco (BAT) в 1997 году. Сигареты позиционировались как одна из первых отечественных марок, ничем не уступающих по качеству импортным табачным изделиям. Несмотря на то что к этому моменту на рынке уже были аналогичные по позиционированию марки (в первую очередь «Петр I», запущенный RJR International в 1995 году), «Ява золотая» сразу вошла в тройку лидеров. А после кризиса 1998 года ее доля выросла до 6-7% табачного рынка и эта марка стала абсолютным лидером продаж за исключением нижнего ценового сегмента – там до сих пор лидирует «Прима» (см. график). Однако, как следует из данных «Бизнес-Аналитики», в этом году произошел перелом и в третьем квартале на первое место снова вышли L&M – докризисный лидер продаж. Владелец L&M Philip Morris связывает успех марки с ее перепозиционированием в 2000 году. В компании отказались от рекламной концепции «Свидание с Америкой». «В 2000 году мы усовершенствовали дизайн упаковки L&M и запустили кампанию «Почувствуй вкус, объединяющий мир» с тем, чтобы марка L&M стала более современной»,– заявил Жером Фландинетт (Jerome Flandinette), директор по маркетингу Philip Morris. Впрочем, по оценкам экспертов, есть еще как минимум три причины нынешних изменений на рынке. Первая – огромный рекламный бюджет L&M. По некоторым данным, он составляет более $10 млн в год, что понятно: наряду с Marlboro L&M является ключевой маркой для Philip Morris. Вторая причина – переток курильщиков в более высокие ценовые сегменты в связи с ростом доходов населения. Кроме того, специалисты указывают на слишком частые смены рекламной концепции «Явы золотой». В BAT сейчас не прибегают к услугам «Бизнес-Аналитики», используя собственные системы мониторинга рынка. И с выводами компании не вполне согласны. Как отметил директор по корпоративным отношениям Владимир Аксенов: «Я не могу отвечать за всю Россию. Мы следим за продажами в 100 крупнейших городах, и, по нашим данным, «Ява золотая» по-прежнему лидирует в объемном выражении на рынке». Что касается частой смены имиджа, то, по словам господина Аксенова, «этого требовал рынок». При этом все участники в один голос признают, что конкуренция в среднем ценовом сегменте достигла критического уровня. Например, в ценовом диапазоне 7-17 руб. сконцентрированы сразу несколько марок с очень большими рекламными бюджетами («Ява золотая», «Петр I», L&M, LD, Bond Street). И табачные компании в борьбе за рынок готовы начать ценовые войны. Так, по словам Елены Александровой, менеджера по связям с общественностью компании Gallaher (владелец фабрики «Лиггет-Дукат»), эта компания «уже приняла ряд мер, направленных на сокращение разницы в цене между сигаретами LD и другими марками недорогих сигарет». Источник: Outdoor.Ru |
||