07.10.2002
"Теперь все чаще пиво запивают водкой". Россияне потратят на пиво больше, чем на крепкие напитки

В будущем году россияне впервые потратят на пиво больше, чем на водку, - около $6,5 млрд, говорится в прогнозе агентства "Бизнес Аналитика". Русские по-прежнему пьют много водки, но этот напиток все менее популярен у молодежи.
По расчетам маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", среднестатистический соотечественник выпивает в год около 9,2 л спиртных напитков, включая пиво (в пересчете на чистый алкоголь). Правда, эта цифра, как уточнил гендиректор агентства Андрей Стерлин, не учитывает самогоноварение и часть нелегального оборота водки.

В пересчете на чистый алкоголь русские пьют ничуть не больше венгров или чехов. По данным "Объединенной финансовой группы", в этих странах среднедушевое потребление алкоголя составляет около 10 л в год. Но если русские потребляют две трети чистого алкоголя в виде крепких напитков, венгры и чехи - только треть.

По данным трехлетнего прогноза развития алкогольного рынка страны, подготовленного "Бизнес Аналитикой", к 2005 г. среднегодовое душевое потребление чистого алкоголя вырастет всего на 200 мл. Но зато изменится структура потребления. Согласно прогнозу, через три года только 55% потребленного чистого алкоголя придется на водку и крепкие напитки (крепость свыше 40% ).

А уже в будущем году, по прогнозу "Бизнес Аналитики", денежный объем пивного рынка немного превысит объем рынка водочного. Маркетологи ожидают, что в 2003 г. в стране будет продано пива примерно на $6,5 млрд (против $5,8 млрд в этом году). Оборот же водочного рынка останется на нынешнем уровне - около $6,2 млрд. В "алкогольных" расходах среднестатистического потребителя в будущем году 38,5% придется на водку и крепкие настойки, а на пиво - 40%. Общий объем алкогольного рынка страны в 2003 г. "Бизнес Аналитика" оценивает в $16,2 млрд.

Прогноз маркетингового агентства "Бизнес Аналитика" не стал откровением для коллег-маркетологов. По данным маркетингового агентства AC Nielsen, еще в прошлом сезоне, закончившемся в мае 2002 г. , жители городов потратили около 83,9 млрд руб. на пиво и 70 млрд руб. на водку.

А вот аналитик "Объединенной финансовой группы" Алексей Кривошапко полагает, что продажи пива превысят продажи водки только через два года. По прогнозам ОФГ, объемы розничной реализации водки в будущем году составят около $5,9 млрд, а пива - всего $5,5 млрд.

Но в любом случае ожидаемая "победа" пива над крепким алкоголем - знаковое явление для страны, жители которой известны на весь мир своим пристрастием к водке. Российское производство пива в физических объемах превысило выпуск водки только в 1996 г. : по данным ОФГ, тогда страна произвела около 13 млн гектолитров водки и 20 млн гектолитров пива.

"Исследование "Бизнес Аналитики" в лишний раз подтверждает тенденцию, которую и так все видят", - говорит Кривошапко. По словам коммерческого директора компании "Браво" Дмитрия Ситникова, опережающий рост продаж пива обеспечивает молодежь. Ситников видит для этого две причины: для молодых покупателей пиво стало имиджевым продуктом, и еще, в отличие от водки, пиво практически не подделывают.

Но Павел Шапкин, президент Национальной алкогольной ассоциации, объединяющей более 50 организаций - дистрибьюторов алкоголя и производителей водки, ничего хорошего в выводах исследования не находит. "Все равно люди пить будут больше. Ведь, по данным Госкомстата, производство пива за восемь месяцев выросло на 15% , а водки - на 10,4%. Просто теперь все чаще пиво запивают водкой", - говорит Шапкин.

Источник: Ведомости