САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Безраздельному господству молочного комбината "Петмол" в Северной столице приходит конец. За полгода крупнейший на Северо-Западе переработчик молока потерял по разным группам продукции от 8% до 30% рынка. Освободившееся место заняли местный молокозавод "Пискаревский" и производители из других регионов. По данным исследовательской компании "КОМКОН СПб", в первом полугодии 2002 г. , по сравнению с первым полугодием прошлого года, доля петербуржцев, выбирающих молоко "Петмол", снизилась с 62,3% до 44%. На этом фоне увеличил продажи завод "Пискаревский", молоко которого регулярно покупают 54,7% петербуржцев. Кроме того, до 23,2% увеличилось число людей, потребляющих творог производства "Пискаревского" и его же бифидокефир (до 41% ). Директор по связям с общественностью "Петмола" Сергей Поляков не отрицает снижения доли местного рынка, занимаемой заводом, и показателей продаж предприятия. По его данным, в первом полугодии 2002 г. продажи молока предприятием уменьшились на 10% , сметаны - на 8% , творога и творожных изделий - на 30% , детского питания - на 15%. Поляков считает, что кроме усилившейся конкуренции на показатели повлияли внутренние факторы. Например, "Петмол" отказался от производства разливного молока: эта продукция в последнее время является, по словам Полякова, неходовой. Поляков говорит, что "Петмол" намерен восстановить свои рыночные позиции. В июне 2002 г. предприятие увеличило объем производства на 9,8% - до 10 000 т. На второе полугодие запланированы различные маркетинговые мероприятия, в том числе рекламная кампания, направленная на привлечение новых потребителей (сумму маркетинговых расходов на комбинате не разглашают). Аналитики считают, что "Петмол", как, впрочем, и другие региональные производители, недостаточно активно развивает свои брэнды. А поскольку цена на его продукты в среднем чуть выше, чем у конкурентов, покупатели отдают предпочтение более дешевым товарам. PR-менеджер компании "КОМКОН СПб" Кира Обухова говорит, что снижение продаж компании "Петмол" связано с низкой лояльностью потребителей к торговой марке "Петмол". Вследствие этого любой новый продукт, совпадающий с "петмоловским" по показателю "цена - качество", сразу же отнимает определенное количество потребителей. Ближайший конкурент "Петмола" - "Пискаревский" - вообще не тратится на рекламу. Коммерческий директор "Пискаревского" Сергей Житмарев говорит, что предприятие отдает предпочтение продвижению в местах продаж. По его мнению, молочная продукция относится к товарам повседневного спроса и не нуждается в особой рекламе. "Более дешевый региональный товар всегда более конкурентоспособен. Даже при зачатках брэндинга и неплохой узнаваемости марки "Петмол" люди, которые видят на прилавке товар на рубль дешевле, будут брать его", - говорит аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко. На фоне снижения продаж лидером петербургского рынка здесь укрепляют позиции производители из других регионов. Например, число покупателей молока "Снежок" (компания "Лактис", Новгород) , по данным "КОМКОН СПб", увеличилось до 8% (в первом полугодии 2001 г. эту марку знали и покупали меньше 1% ). Белгородский завод, выпускающий молочные продукты под маркой "Белый город", за полгода занял 1,5% петербургского рынка. Житмарев считает появление на местном рынке новых производителей главной тенденцией последних месяцев. "Они могут не попадать в исследования, но для нас их присутствие на рынке уже заметно", - говорит он. Впрочем, по мнению генерального директора TNS Санкт-Петербург Александра Создателева, "Петмолу" тревожиться не о чем. "По данным исследований компании TNS Gallup Media, потребление молочных продуктов в целом растет, а основные торговые марки "Петмола" усиливаются, - говорит он. - Снижение может происходить за счет падения производства той продукции, по которой "Петмол" не является устойчивым лидером, - сметаны, йогурта, детского питания". Источник: Ведомости |