С 1 сентября в России вступают в силу санитарные нормы, обязывающие производителей и импортеров маркировать продукты питания, содержащие генетически модифицированные компоненты. Участники рынка уже прикидывают, как нововведение может отразиться на ценах. Однако сам Госсанэпиднадзор подтверждает, что в стране пока нет признанных тест-систем, позволяющих обнаруживать ГМ-компоненты в продуктах. Генетически модифицированные (ГМ) продукты получают из растений, в ДНК которых методами генной инженерии внесены изменения, придающие им дополнительные свойства, например устойчивость к вредителям. Согласно данным, опубликованным в бюллетене AGROW - World Crop Protection, объем продаж ГМ-семян составил в 2001 г. $2,2 млрд, а к 2006 г. прогнозируется рост этого рынка до $3,8 млрд. Лидером по площадям посевов ГМ-растений являются США. Вступающая в силу с 1 сентября новая версия "Гигиенических требований к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" была подписана главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко в конце мая. В соответствии с новыми требованиями пищевые продукты, содержащие ГМ-компоненты, должны иметь на упаковке одну из трех надписей: "Генетически модифицированная продукция", "Продукция, полученная из генетически модифицированных источников" или "Продукция содержит компоненты из генетически модифицированных источников". Контролем за соблюдением новых правил маркировки займутся торговая инспекция Минэкономразвития и инспекция Госсанэпиднадзора. Не помеченные должным образом ГМ-содержащие продукты будут изыматься из продажи. Розничные торговцы полагают, что новая для нашей страны маркировка может напугать покупателей. Замгендиректора "Седьмого континента" Валентин Запевалов утверждает, что сеть не торгует ГМ-продукцией. "Если вдруг окажется, что в нашем ассортименте есть такие продукты, мы от них откажемся", - сказал он "Ведомостям". Если верить данным Greenpeace (см. справку) , чтобы выполнить обещание Запевалова, сети придется отказаться от довольно существенной части импортного ассортимента. Вице-президент по коммуникациям и брэндовой политике сети магазинов "Пятерочка" Феликс Стетой считает, что маркировка продуктов, содержащих ГМ-компоненты, повлияет на их цену. "Мы посмотрим, какие товары - модифицированные или нет - люди больше будут покупать", - говорит он. Сколько именно сейчас продается в России продуктов, содержащих ГМ-компоненты, в Госсанэпиднадзоре сообщить затруднились. "Вот введем обязательную маркировку - тогда и узнаем", - сказала пресс-секретарь этого ведомства Любовь Воропаева. Последнее - далеко не факт. В официальном письме, посвященном контролю за "наличием в пищевой продукции генетически модифицированных источников", подписанном замруководителя департамента санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Гульченко, содержится следующее: "официально признанных тест-систем в Российской Федерации в настоящее время не существует". САНЭПИДНАДЗОРУ ПОМОЖЕТ GREENPEACE. Борьбой с производителями ГМ-продукции активно занимается международная экологическая организация Greenpeаce. На сайте ее американского отделения размещен список продуктов, в которых, по данным организации, содержатся ГМ-компоненты. Среди них продукция международных корпораций, которые ведут бизнес и в России, например шоколад Toblerone производства Kraft/Philip Morris, M&M, Snickers и Milky Way компании Mars, Kit-Kat компании Herschey's, Nesquik от Nestle, майонезы Hellman's, кетчупы Heinz, детское питание Similac и др. Американские активисты Greenpeаce постоянно обновляют этот список, ссылаясь на ответы производителей, в которых косвенно подтверждается возможность использования в их продукции ГМ-компонентов. По мнению Greenpeаce, если в продукте присутствуют соя, злаки, хлопок, рапс, картофель, кукурузное масло или помидоры, то, возможно, они являются ГМ-модифицированными. В нашей стране, по словам представителя "Гринпис Россия" Ивана Блокова, аналогичный список появится через два месяца. Правда, из-за дороговизны тестирования он будет не таким обширным, как в США. Источник: Ведомости |