29.07.2002
Metro отбилась от МАПа. Теперь российские торговцы надеются, что победить конкурента им помогут налоговики

У российского Министерства по антимонопольной политике больше нет претензий к немецкой компании Metro. Дело, возбужденное против этой компании весной по жалобе российских ритейлоров, закрыто. Однако, как стало известно "Ведомостям", материалы расследования будут переданы чиновниками МАПа в налоговые органы.
На минувшей неделе на комиссии Министерства по антимонопольной политике (МАП) рассматривалось дело о нарушении компанией Metro cash & carry закона о защите прав потребителей. Дело было возбуждено весной, после того как в МАП поступила жалоба российской ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) , созданной такими сетями, как "Копейка", "М. Видео", "Седьмой континент", "СпортМастер" и пр. Ритейлоры обращали внимание антимонопольного ведомства на то, что немецкая компания самостоятельно решает, менять покупателю некачественный товар в течение гарантийного срока или ремонтировать его, - по мнению представителей АКОРТ, это нарушает ст. 475 Гражданского кодекса, предоставляющую в этом вопросе право выбора покупателю.

Как сообщила "Ведомостям" пресс-секретарь МАПа Лариса Булгакова, комиссия приняла решение закрыть дело "в связи с отсутствием нарушения закона о защите прав потребителей". Чиновники пришли к выводу, что работа торговых центров Metro не подпадает под действие данного закона, так как немецкая компания работает не с физическими лицами, а с юридическими. "Следовательно, по профилю МАПа здесь ничего противозаконного нет", - говорит Булгакова.

По всей видимости, в МАПе считают, что Metro должны заниматься иные ведомства: Булгакова сообщила "Ведомостям", что комиссия приняла решение рассмотреть возможность передачи материалов дела в "другие федеральные органы". Какие именно органы имеются в виду, Булгакова уточнять не стала, однако информированный источник, близкий к антимонопольному ведомству, сообщил "Ведомостям", что речь идет о Министерстве по налогам и сборам. По данным источника, МАП может обратить внимание налоговиков на то, что Metro, декларирующая себя как компания, работающая исключительно с юридическими лицами, имеет возможность не включать в цену товаров налог с продаж - а со стороны московских ритейлоров в ее адрес часто раздаются обвинения в том, что значительная часть сделок якобы проходит с физическими лицами.

В Metro результаты разбирательства в антимонопольном ведомстве пока не комментируют. Представитель компании сказал "Ведомостям", что говорить о решении суда в Metro будут готовы не раньше вторника - после официального получения решения комиссии МАПа. Исполнительный директор АКОРТ Олег Сазонов также предпочел воздержаться от комментариев до получения официального ответа из министерства.

Андрей Макаров, председатель экспертного совета комитета Госдумы по бюджетам и налогам, считает, что передача документов расследования МАПа в налоговые органы ничем Metro не грозит. "Если поставлена задача выявить, что под видом юрлица в магазине делают покупки физические лица, не имеющие отношения к этому юрлицу либо покупающие продукты для собственных нужд, это вполне можно сделать, - говорит Макаров. - Однако доказать, что продавец знал, что карточкой (картой клиента Metro. - "Ведомости") пользовались незаконно, практически невозможно, ведь ему были представлены необходимые для ее получения документы". Для того чтобы получить карту клиента, покупателю необходимо представить в Metro пакет документов, включающий в том числе свидетельство о госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

НА ВСЕХ ФРОНТАХ.

Российские ритейлоры стараются выстроить единую линию защиты против входящих на российский рынок иностранных сетей розничной торговли. В начале июля ассоциация АКОРТ подготовила для Минэкономразвития совместно с институтом "Общественный договор" проект аналитического отчета "Концепция развития внутренней торговли", в котором содержались предложения о значительном ограничении деятельности иностранных ритейлоров в России. В частности, в документе АКОРТ и "Общественного договора" предлагалось установить на 3 - 5 лет предельную долю рынка, которую иностранная торговая компания может занимать в нашей стране. Проект национальной концепции развития внутренней торговли Минэкономразвития будет рассматривать в октябре.

Источник: Ведомости