22.07.2002
Цифровые технологии погубят рекламу на телевидении

В пятницу в ресторане "Пушкин" два топ-менеджера ОРТ, генеральный директор канала Константин Эрнст и его заместитель Александр Любимов, обсуждали проблему технологических достижений западного телевидения и возможности их внедрения на нашем. Но в то время как в России думают о прогрессе, телевизионщики цивилизованного мира изо всех сил пытаются ему противостоять. Причина в том, что последние разработки в области цифровых технологий, по мнению американских специалистов, могут привести к настоящей катастрофе для бесплатного телевидения с самыми тяжелыми последствиями для телевизионного и рекламного бизнеса. Но платить, как всегда, будет простой народ. Пока - американский.

Последние чудеса техники в виде цифровых видеомагнитофонов (TiVo, ReplayTV и пр.), которые записывают на жесткий диск телепрограммы, позволяя при этом "пролистывать" рекламу, радуют потребителей, но не телекомпании: распространение этих устройств уже сейчас крайне негативно влияет на рынок телевизионной рекламы. Телекомпании подсчитывают убытки и пытаются привлечь производителей этих магнитофонов к судебной ответственности. Как утверждает председатель совета директоров Turner Broadcasting System Джэйми Келлнер, каждый, кто смотрит программы без рекламы, обкрадывает телепродюсеров. Его мнение разделяют все или почти все теледеятели. Уже сейчас в Америке происходит судебное разбирательство между несколькими телекомпаниями и фирмой Sonicblue, которая производит цифровые видеомагнитофоны ReplayTV. Юристы телевизионщиков пытаются доказать, что эти возможности телеприставок незаконны, так как телезрители их используют для просмотра программ без рекламных пауз. Компания TiVo пока избежала иска, возможно, только потому, что 28% ее акций принадлежат AOL Time Warner, Sony и NBC.

Если верить цифрам недавнего исследования, проведенного американской компанией CNW Marketing Research, пользователи цифровых видеомагнитофонов пропускают до 70% телевизионной рекламы. Странно, что не всю. И хотя сейчас подобные устройства есть только у 1% телезрителей (его стоимость колеблется в пределах 1500-2000 долларов), вряд ли можно сомневаться, что в недалеком будущем они станут значительно менее дорогими и в той же степени более востребованными. Совершенно очевидно, что в этом случае интерес рекламодателей к телевидению будет падать. А это значит, что рекламная модель финансирования бесплатных телеканалов, отлаженная в течение нескольких десятилетий, будет либо частично, либо полностью разрушена: бюджеты уменьшат или перенаправят в сторону, скажем, печатных СМИ, радио и прочих потенциальных рекламоносителей. В результате изменятся сами принципы существования бесплатного телевидения: сколь ни грустно, оно просто перестанет быть таковым.

Как на днях заявил тот же Келлнер, если развитие ситуации пойдет именно таким путем и телекомпаниям не удастся добиться запрещения "пролистывающей" функции, бесплатные телеканалы все-таки перейдут на платную основу. По приблизительным подсчетам Келлнера, годовая подписка на бывший бесплатный телеканал окажется на 250 долларов дороже, чем на кабельные или спутниковые каналы. Выиграют ли от этого последние, пока никто не берется говорить, но совершенно понятно, что изменится не только распределение рекламных бюджетов, но и общий расклад сил на мировом телевизионном рынке. России же платное телевидение в ближайшем будущем не грозит: мало кто из российских телезрителей может позволить себе подобные видеомагнитофоны, да и передовые технологии у нас пока только обсуждаются.

TiVo встраивает рекламу в цифровые видеомагнитофоны

Многие владельцы цифровых видеомагнитофонов TiVo критически отозвались о его новых возможностях. В частности, отметили удивительную способность магнитофона "брать" то, что не было заказано. Например, в Англии владельцы TiVo обнаружили, что их магнитофоны самостоятельно записывают низкорейтинговый телесериал BBC "Досса и Джо" и рекламные ролики нового альбома Шерил Кроу, а также торговой сети Best Buy. Более того, "счастливые" обладатели "Доссы и Джо" не могли стереть ее в течение недели. Президент европейского отделения TiVo заметил, что все делается в заботе о потребителях и на автозаписи мыльных опер и рекламных роликов компания останавливаться не собирается.

Источник: Известия