17.07.2002
"Прайм" взрастил гибрид фаст-фуда и советской кулинарии

Московский ресторанный бизнес пополнился еще одним видом фаст-фудов. В понедельник магазин готовой еды "Прайм" провел презентацию первой "точки", а в дальнейшем планирует открыть сеть магазинов на Садовом кольце. Представители компании считают, что способны создать конкуренцию "Макдоналдсу" и "Ростикcу". Аналитики сомневаются в успехе проекта.

"Прайм" в Камергерском переулке — первый в столице магазин готовой еды, который, согласно концепции, совмещает в себе фаст-фуд, магазин готовых полуфабрикатов, кафе и систему доставки. Меню будет состоять из четырех категорий блюд — сэндвичи, супы, выпечка и напитки. Готовиться все это должно прямо в магазине под руководством шеф-повара. "Прайм" потратил на открытие магазина около 0,5 млн долларов, которые планирует окупить в течение 1,5 года.

По словам управляющего "Прайма" Димитриса Сомовидиса, основные потребители его заведения — служащие офисов. Но магазин будет открыт и для "обычных прохожих". Кроме того, по словам управляющего, в дальнейшем компания планирует наладить систему доставки обедов в близлежащие офисы и к осени выйти на объем до 900 покупок в день. Последующее развитие сети "Прайм" будет осуществляться в местах сосредоточения офисов — по Садовому кольцу. Пока точный объем сети не называется: "Все будет зависеть от того, насколько мы сможем отработать технологию в первом магазине", — отметил управляющий. Однако второй магазин должен быть открыт уже в конце текущего года. Покрыть же своей сетью все Садовое кольцо компания планирует за 3 года.

Концепция "Прайма" скопирована с британской сети магазинов готовой еды Pret a Manger, включающей в себя 130 заведений с общегодовым оборотом 180 млн долларов. Pret a Manger также начинала свою деятельность с одного магазина в 1986 году. Впрочем, уже к началу 90-х годов компании пришлось продать часть активов "Макдоналдсу", чтобы продолжить развитие за пределами страны. Первоначально, по словам г-на Сомовидиса, была идея оформить франшизу с Pret a Manger, однако в последующем от нее отказались и был разработан собственный бренд "Прайм". Впрочем, избежать английских корней не удалось: учредителем магазина является ООО "Фаст-фуд Энтерпрайз", 100-процентная "дочка" британской компании "Fast-food Enterprise".

Намерения выходить на внешний рынок у "Прайма" пока нет даже в планах, а вот что касается позиционирования на столичном рынке, то с тем же "Макдоналдс" магазин готовой еды планирует конкурировать. "Для нас "Макдоналдс" и "Ростикс" — серьезные конкуренты, — говорит Димитрис Сомовидис. — Однако наши преимущества будут заключаться прежде всего в высокой скорости обслуживания заказа — 90 секунд, а, кроме того, в исключительной свежести продуктов". Сам управляющий полагает, что его детище имеет все шансы закрепиться на рынке: "Очевидно, что в дальнейшем рынок быстрого питания будет приобретать цивилизованные формы — с улиц исчезнут лотки, небольшие киоски и кафе, где можно будет быстро перекусить, а потому мы можем чувствовать себя вполне уверенно".

В "Макдоналдсе" считают, что появление на рынке "Прайма" для них не существенно. "Хорошо, что у потребителя появляется возможность выбора качественной еды и высокого уровня обслуживания, но наша компания даже не рассматривает появление этого заведения с позиции "значимо-незначимо", — сказали "Известиям" в отделе маркетинга "Макдоналдса".

А как сообщил "Известиям" генеральный директор "Фаст-фуд груп" (бренд "Ростикc") Виталий Лабахуа, "Прайм" пытается соединить в себе не вполне совместимые концепции. "С одной стороны, это фаст- фуд в чистом виде, который базируется на скорости обслуживания, с другой — "слоу-фуд" (медленная еда. — Ред.), то есть еда на вынос, что больше присуще ресторанному бизнесу", — отметил г-н Лабахуа. К тому же, как он полагает, "Прайм" совершил ошибку, открывшись в центре Москвы. "Данная концепция применима, например, в аэропортах, — говорит г-н Лабахуа. — Для делового центра это не совсем уместно, и, на мой взгляд, этот проект недолговечен".

Сомнения по поводу благоприятного позиционирования "Прайма" выражают и аналитики рынка фаст-фуд. Как сказал "Известиям" Александр Белов, руководитель отдела исследований рынка товаров повседневного спроса компании GfK Market Research Russiа, прежде всего стоит отметить, что, несмотря на большую емкость рынка фаст-фуд, чтобы попасть на него, требуются большие вложения в "раскрутку" бренда и приобретение лояльной клиентуры. Что касается привлечения клиентуры, то тут, по мнению операторов рынка, могут возникнуть проблемы. По словам Виталия Лабахуа, цены в "Прайме" хоть и ненамного, но выше, чем в обычных фаст-фудах, а на первоначальном этапе выхода на рынок этот фактор особенно весом.

Как считают аналитики, у "Прайма" могут возникнуть и другие проблемы с потребителями. "Я не уверен, что многие компании захотят получать еду в офис, так как есть бизнес-рестораны, и, к примеру, топ-менеджмент компаний не станет обедать в фаст-фуде, — считает Александр Белов из GfK. — А что касается среднего руководящего звена, на которое ориентируется "Прайм", то и здесь нет гарантии, что клеркам он понравится". Кроме того, во многих компаниях, по словам г-на Белова, обедать в офисах запрещено, что ставит под сомнение развитие системы доставки "Прайм".

Источник: Известия