15.07.2002
"АвтоВАЗ" готовит ADR

          "АвтоВАЗ" первым из российских автозаводов решил выйти на международные финансовые рынки. Как стало известно "Ведомостям", в течение ближайших месяцев GDR на акции "АвтоВАЗа" пройдут листинг на одной из европейских бирж, а в следующем году предприятие планирует выпустить ADR.
GDR (global depositary receipts) - появившийся в 1990 г. европейский аналог американских депозитарных расписок, или ADR. Разница в том, что получить разрешение на выпуск GDR можно, раскрывая меньше информации, чем при выпуске ADR, и, соответственно, затрачивая меньше времени и средств.

          Впервые GDR на акции "АвтоВАЗа" были выпущены в 1998 г. : один из акционеров захотел сконвертировать в такие расписки свои акции - менее 1% от уставного капитала. Депозитарием выступил Bank of New York. GDR "АвтоВАЗа", каждая из которых соответствовала 30 обыкновенным акциям, не входили в листинг ни на одной бирже.

          Однако в конце прошлой недели пресс-служба "АвтоВАЗа" сообщила, что Bank of New York проводит сплит (дробление номинала) GDR "АвтоВАЗа" и начиная с 15 июля одна GDR будет соответствовать одной обыкновенной акции. В пресс-службе сообщили, что сплит проводится в рамках программы вывода GDR "АвтоВАЗа" на международные рынки.

          "АвтоВАЗ" давно озаботился увеличением капитализации. Долгое время акции завода (их нынешняя цена - $30,3 за обыкновенную и $13,25 за привилегированную) росли чрезвычайно быстро. Но недавно они выпали из числа не только лидеров роста, но и вообще высоколиквидных бумаг. Например, в пятницу сделок с этими акциями не было вообще. Многих инвесторов обидело решение недавнего собрания акционеров "АвтоВАЗа", на котором из устава компании было исключено положение об обязательном направлении 10% прибыли на выплату дивидендов.

          Вероятно почувствовав, что дома резерв роста пока исчерпан, крупнейший российский автопроизводитель и решил реанимировать программу выпуска депозитарных расписок. Источник, близкий к менеджменту компании, сообщил, что в течение ближайших месяцев "АвтоВАЗ" собирается добиться включения своих GDR в листинг Лондонской или Франкфуртской фондовой биржи. Менеджмент рассчитывает, что в течение года число обращающихся на рынке GDR увеличится до примерно 5% от уставного капитала. На предприятии рассчитывают, что дробление номинала GDR сделает эти бумаги ликвидными.

          В 2003 г. завод собирается сделать следующий шаг - выпустить ADR. Пока размер программы не определен. Но всю подготовительную работу к выходу на американский рынок капитала компания проделала. Например, накопила отчетность по IAS за три года (последний из них - 2001 г. ). В пятницу "Интерфакс" сообщил, что в 2001 г. группа "АвтоВАЗ" (сам завод и все его дочерние предприятия) увеличила чистую прибыль по международным стандартам примерно в 4,18 раза до 16,5 млрд руб. Однако "АвтоВАЗ" еще не распространил отчетность за 2001 г. среди аналитиков инвесткомпаний.

          Аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Ованес Оганесян считает, что со стороны инвесторов будет спрос на GDR "АвтоВАЗа". "Конечно, объем сделок по этим бумагам будет не такой, как по бумагам "Сургутнефтегаза", но явно больше, чем по бумагам "Вимм-Билль-Данна", - считает Оганесян. Впрочем, по его мнению, депозитарные расписки "АвтоВАЗа" будет нелегко рекламировать: не все иностранцы поймут бизнес завода, продукция которого оставляет желать лучшего, но тем не менее пользуется спросом, а все значимые проекты пока не реализованы и существуют в виде планов и обещаний.

          А по мнению Елены Сахновой из "Атона", "АвтоВАЗу" нужно поосторожнее обращаться с акционерами и не принимать больше решений вроде отказа от фиксации дивидендов. Ведь интерес к депозитарным распискам будет, по мнению Сахновой, зависеть исключительно от новостей, которые будет генерировать сама компания.

          Подконтрольные менеджменту автозавода "Автомобильный всероссийский альянс" и Автомобильная финансовая корпорация владеют 33% и 19,9% акций "АвтоВАЗа" соответственно. Еще 26% принадлежит работникам завода, 2,05% - РФФИ, 5,45% недавно перешли в собственность Внешэкономбанка.

          Источник: Ведомости