11.07.2002
Через силу. В России смотрят много рекламы

В прошлом году Россия попала в пятерку стран мира, жители которых чаще других смотрят телерекламу. Наши соотечественники видят в среднем по 74 рекламных ролика в день. Но, в отличие от жителей других стран, россияне смотрят рекламу, которая им не нравится.
То, что большинство жителей нашей страны не любят рекламу, - не секрет даже для самих рекламщиков. По данным маркетингового агентства Gallup, которое исследует отношение россиян к рекламе по заказу Международной ассоциации рекламных агентств (International Associ-ation of advertising agencies) , начиная с 2000 г. около 70% соотечественников относятся к рекламе отрицательно. В недавнем апрельском опросе Gallup в нелюбви к рекламному искусству признавалось уже 74% населения. Руководитель российского отделения IAAA Сергей Будников говорит, что наших сограждан реклама раздражает, ничему не учит и ее слишком много.

Причины этого раздражения кроются не только в низком уровне отечественной рекламной продукции. Как показывает исследование рекламного агентства Universal McCann, наших телезрителей просто "перекормили" рекламой. Universal McCann, специализирующееся на планировании и организации маркетинговых кампаний, в течение прошлого года изучало ситуацию с телерекламой в 21 стране мира. И Россия оказалась в пятерке стран, жители которых смотрят наибольшее количество рекламных роликов.

В прошлом году среднестатистический россиянин ежедневно просматривал 74 коммерческих ролика по телевизору. Столько же роликов видели испанцы, а жители Уругвая, Греции и Португалии умудрялись видеть ежедневно более 93 рекламных объявлений. А меньше всех, как выяснилось, телерекламу смотрят в Швеции. По данным McCann, каждый швед в прошлом году замечал не более 21 телеролика в день.

Столь высокую позицию нашей страны в "зрительском" рейтинге нельзя объяснить особой тягой сограждан проводить время в компании с телевизором. Исследование показало, что в прошлом году средний россиянин смотрел телевизор примерно столько же, сколько, например, французы или португальцы, - чуть больше трех часов в день. А бельгийцы, уделяющие этому занятию в среднем по пять часов в день, все равно видят меньше рекламы, чем жители России.

Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств, утверждает, что нашим зрителям приходится смотреть так много рекламы из-за ее дешевизны. Расценки на телевизионную рекламу в России в четыре-пять раз ниже, чем в Европе. Кроме того, в некоторых странах мира существуют специальные ограничения на трансляции коммерческих объявлений. Например, в некоторых странах законом установлено ограничение на трансляцию рекламы - не более 15 минут в час. Но российский закон о рекламе пока ограничивает лишь долю эфирного времени, отводимого под рекламные ролики, - не более 25%. Из-за этого у телеканалов остается возможность ставить длинные рекламные блоки в вечернее время и выходные, когда у телевизора собирается наибольшее количество зрителей. А в силу инерции многие люди просто не переключают телевизор на другие программы и не отходят от него, полагает Наталья Макиенко, гендиректор агентства Media Direction.

На первый взгляд результаты исследования Universal McCann должны радовать российских рекламодателей, но сами авторы исследования, наоборот, видят в них повод для тревоги. По словам Яна Маевского, управляющего директора российского отделения Universal McCann, на фоне столь большого количества просмотренных рекламных роликов сообщение конкретного рекламодателя труднее воспринимается потребителем. Поэтому компаниям надо либо делать более качественные и запоминающиеся ролики, либо увеличивать количество их повторов, считает Маевский. Если многие рекламодатели пойдут по второму пути, Россия рискует обогнать Уругвай, а россияне - навсегда возненавидеть рекламу.

Источник: Ведомости