25.06.2002
Coca и Pepsi не поделили Мостового

Компания Coca-Cola требует от Российского футбольного союза компенсации за то, что полузащитник российской сборной Александр Мостовой снялся в рекламном ролике Pepsi. Coke хочет, чтобы РФС расплатился за свой недосмотр "дополнительными рекламными возможностями".
Как стало известно "Ведомостям", в конце мая, перед самым Кубком мира, руководство Coca-Cola Export Corporation - официального спонсора российской сборной на чемпионате - прислало в РФС сердитое письмо. Coke потребовала разобраться, на каком основании игрок сборной России Мостовой снялся в рекламе конкурента.

"Проблемных" клипов было четыре. В них Мостовой один или вместе со "звездами" из других сборных играл в футбол против борцов сумо - на Pepsi. За один только май эти ролики, по данным Gallup, вышли в эфир 1124 раза. По словам вице-президента российского офиса PepsiCo Александра Шальнева, центральный офис компании заключил контракт с игроком испанского клуба Celta de Vigo Мостовым еще осенью прошлого года и действует до сих пор. Между тем по другому соглашению - спонсорскому контракту, заключенному Coke и РФС на период с 1998 по 2006 гг. , - эксклюзивные права на использование изображений игроков сборной принадлежат Coca-Cola.

В своем письме Coke не грозила футбольному союзу ни судом, ни разрывом спонсорского контракта. Однако в РФС поняли уязвимость своей позиции. Контракты РФС с членами сборной были оформлены не совсем так, как это принято в мире, объяснил "Ведомостям" Игорь Захаров, гендиректор консультирующей союз компании "Инфобанк". По этим контрактам игроки не могут сниматься для рекламы в форме национальной команды, если это не реклама официальных спонсоров сборной и РФС. В роликах Pepsi Мостовой не демонстрирует символику сборной. Так что к нему самому у Coca-Cola претензий нет. А вот в контракте компании с РФС есть пункт, который недвусмысленно оговаривает: игрокам ни при каких обстоятельствах нельзя рекламировать безалкогольные напитки конкурентов Coke.

Представители РФС сделали все, что смогли, чтобы успокоить спонсора. Но этого оказалось недостаточно.

За день до начала мирового первенства и. о. гендиректора РФС Виктор Груздев отправил руководителям телеканалов ОРТ и НТВ письма с требованием "незамедлительно прекратить демонстрацию рекламных материалов компании "Пепси" с использованием изображения Александра Мостового". "В противном случае Российский футбольный союз будет вынужден обеспечить защиту принадлежащих ему прав в судебном порядке", - говорилось в письмах, копии которых имеются в распоряжении "Ведомостей". Главы других каналов - РТР, ТНТ, MTV и пр. - получили письма с более мягкими формулировками: мол, просьба воздержаться от показа роликов с Мостовым.

Телевизионщики, однако, разобрались в ситуации и поняли, что если кому-то и грозят санкции, то только футбольному союзу. И скандальные ролики до сих пор "крутятся" на всех каналах. Как сообщил "Ведомостям" Александр Лигер, представитель компании Video International Media Service - продавца рекламного времени на большинстве российских каналов, - юристы VI ознакомились с письмами РФС, запросили у Pepsi соответствующие документы, но никаких нарушений не обнаружили. "В противном случае реклама была бы снята", - говорит Лигер.

Coca-Cola не намерена прощать футбольных чиновников. "Члены РФС должны создать по этому вопросу специальную комиссию, она сделает выводы, и представители РФС придут к нам с объяснением своей позиции", - сказал "Ведомостям" руководитель направления по рекламе, спонсорству и маркетингу российского подразделения Coca-Cola Андрей Любезнов. По его словам, компания хотела бы сохранить отношения с союзом, но для этого ей нужна возможность шире использовать образы игроков российской сборной в рекламе.

Финдиректор РФС Виктор Груздев говорит, что после этой истории союз будет заключать с игроками более жесткие контракты. Собирается ли союз компенсировать Coke имиджевые потери, о которых говорит Любезнов, "Ведомостям" выяснить не удалось. А в Coke скрывают, что будут делать, если не добьются уступок. "У нас есть план действий, но мы не вправе его комментировать", - сказал Любезнов.

Стоит отметить, что и в Coke, и в РФС утверждают, что слухи, будто Мостовой не играл на чемпионате мира из-за претензий спонсора, не имеют отношения к действительности. Мостовой числился игроком сборной с мая, и Coke продолжает предъявлять претензии к РФС несмотря на то, что полузащитник так и не вышел на поле.

Источник: Ведомости