22.05.2002
Американская мечта "ЛУКОЙЛа"

Вчера вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун озвучил новый проект компании по строительству нефтяного порта в Мурманске, ориентированного на экспорт сырья в США. Впрочем, у представителей "Транснефти" - предполагаемого партнера "ЛУКОЙЛа" в проекте - эти предложения не вызвали энтузиазма.
Еще в 2000 г. "ЛУКОЙЛ" построил в бухте Варандей в Баренцевом море собственный экспортный терминал мощностью 1,5 млн т в год. Он рассчитан на то, чтобы загружать тимано-печорской нефтью танкеры ледового класса, вести их до Мурманска, а там переваливать сырье на крупнотоннажные суда, которые могут экспортировать в северо-западную Европу и в США. В прошлом году в районе Калининграда компания ввела в строй еще один терминал мощностью 2,5 млн т, а в апреле стало известно, что "ЛУКОЙЛ" собирается строить порт для экспорта нефтепродуктов мощностью 10 млн т в год в Высоцке (Ленинградская обл. ).

А вчера на конференции, организованной компанией Morgan Stanley, вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун заявил, что компания планирует построить новый нефтяной терминал в районе Мурманска, куда могли бы заходить танкеры дедвейтом до 300 000 т. Его возможная мощность - 50 млн т в год. "ЛУКОЙЛ" хотел бы заняться строительством совместно с "Транснефтью" и другими компаниями, которые захотят присоединиться к проекту. От оценки его стоимости Федун воздержался. Как считают в "ЛУКОЙЛе", проект ориентирован на будущие поставки в США. По словам Федуна, компания предложила правительству выдвинуть этот проект на обсуждение во время предстоящего визита в Россию Джорджа Буша.

В "Транснефти" официальных предложений от "ЛУКОЙЛа" пока не получали. Как говорит вице-президент компании Сергей Григорьев, "проект обсуждался на словах". По его словам, "на первый взгляд проект энтузиазма не вызывает". Григорьев считает его слишком дорогостоящим, поскольку к порту потребуется тянуть нефтепровод - например, из Нижегородской области. "В итоге получится второй Баку - Джейхан [стоимость этого проекта - $2,4 млрд. - "Ведомости"]", - говорит Григорьев. Более предпочтительным Григорьев считает предложенный "Транснефтью" проект нефтепровода Ангарск - Находка: "Он хоть и дороже, но выгоднее для России, поскольку даст импульс к развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока".

Гораздо благосклоннее к инициативе "ЛУКОЙЛа" относятся в Минтрансе. "Мурманск - единственный незамерзающий порт северного бассейна, он сможет принимать крупнотоннажные танкеры, эффективные для перевозок нефти в США", - говорит чиновник министерства. Впрочем, в Минтранс никаких официальных предложений от "ЛУКОЙЛа" также не поступало.

Директор российского бюро Petroleum Argus Сергей Лукьянов эту идею оценивает скептически. Он считает, что на фоне уже реализованных проектов (БТС с портом Приморск) и относительно дешевых планируемых экспортных направлений ( "Дружба" - "Адрия") проект "ЛУКОЙЛа" выглядит слишком дорогим . Если уж ориентироваться на экспорт в США, то лучше всего развивать для этого сахалинские проекты, считает эксперт. Впрочем, отмечает Лукьянов, с учетом того, что Федун сделал свое заявление в преддверии визита Джорджа Буша, этот шаг можно расценить как удачную PR-акцию по привлечению американских инвестиций.

Источник: Ведомости