22.05.2002
В 2007 г. в России сварят 86,8 млн гектолитров пива

В ближайшие пять лет пивная индустрия перестанет быть самой динамичной отраслью пищевой промышленности - такие выводы содержатся в аналитическом отчете "Объединенной финансовой группы" (ОФГ). Тем не менее среднестатистический россиянин в 2007 г. будет выпивать 61 л пива - столько же, сколько финн или поляк. Сами пивовары в целом согласны с выводами аналитиков.
Последние пять лет отечественная пивоваренная индустрия переживала настоящий бум. Темпы роста в этой отрасли были самыми высокими в пищевой промышленности, а пивоваренные компании - одними из самых крупных в этом секторе. Например, компания "Балтика" с оборотом в $537 млн в год по объемам продаж уступала только Wimm-Bill-Dann. А производство пива, по данным ОФГ, увеличивалось в среднем на 19,98% в год, в то время как в масложировой отрасли аналогичный показатель составлял 12% , в кондитерской индустрии - около 7%.

Но постепенно пивной бум заканчивается - к такому выводу пришли аналитики ОФГ, изучив данные 20 наиболее крупных пивоваренных компаний страны, а также работы ряда международных маркетинговых агентств, таких как Canadean или Euromonitor. В ближайшие пять лет пивная отрасль хотя и будет расти, но уже более низкими темпами. Оборот пивного рынка в розничных ценах в 2007 г. достигнет $7,5 млрд против нынешних $4,8 млрд, но при этом среднегодовой прирост в пивной индустрии составит лишь на 5,8% в год. Уже в этом году, по прогнозам ОФГ, темпы роста производства сократятся с прошлогодних 18% до 12%. Как прогнозирует ОФГ, к 2007 г. в России будет сварено около 86,8 млн гектолитров пива, а среднестатистический россиянин будет выпивать 61 л пива. Примерно столько же за год выпивает житель Восточной Европы.

"В последние два года россияне охотнее тратили деньги на пиво, чем на другие товары. Теперь доля пива в потребительских расходах будет сокращаться, а других товаров - расти" - так объясняет грядущее снижение динамики пивного рынка аналитик ОФГ Алексей Кривошапко. Например, в 2000 г. потребительские расходы выросли на 24% , а траты на пиво увеличились на 42% , а в прошлом году рост расходов на пиво превысил рост потребительских трат на 6%. Кроме того, по мнению ОФГ, развитию пивного рынка мешает то обстоятельство, что в России традиционно самые низкие в Европе цены на водку.

Другие аналитики согласны с выводами ОФГ. "Тройка Диалог ", например, тоже считает, что темпы роста пивной отрасли в этом году будут ниже, чем в прошлом, - около 14%. А директор по маркетингу компании Sun Interbrew Ричард Муссон полагает, что вывод о потреблении пива в России через пять лет - 61 л на душу населения - близок к истине.

Правда, крупные игроки не согласны с оценкой своих долей на рынке, приведенной ОФГ. По мнению группы, нынешний лидер, "Балтика", к 2007 г. увеличит свою долю с прошлогодних 24,1% до 28,6% , а Sun Interbrew - с 13,2% до 16,1%. Муссон считает, что доли лидеров будут куда выше: Interbrew займет не меньше 30% , холдинг BBH (объединяет "Балтику", "Ярпиво" и "Пикру") - около 45% , а Heineken - не меньше 20%. Причем небольшие и средние пивоварни вынуждены будут продать свои мощности и права на брэнды лидерам.

Президент "Балтики" Таймураз Боллоев называет прогнозы ОФГ "очень смелыми". По его оценке, для их выполнения необходимо построить в России мощности по производству 200 млн декалитров пива в год, что обойдется пивоварам в $1 млрд. "Но сейчас создаются неблагоприятные условия для инвестирования в отрасль, поэтому вкладывать эти деньги никто не будет", - говорит Боллоев. В частности, по его мнению, один из отрицательных факторов - попытки увеличения акцизной ставки на пиво на 25%. "При этом правительство предлагает поднять акциз на водку только на 15%. То есть потребителю предлагают выбрать водку", - утверждает Боллоев.

Источник: Ведомости