24.07.2001
Крупнейшие компании спровоцировали бурный рост уличных кафе.
Количество уличных кафе в стране увеличилось за последний год в три раза. Такие данные приводятся в недавнем исследовании международной компании ACNielsen. Столь резкий рост спровоцировали производители прохладительных напитков, пива и табака. Ради продвижения собственных брэндов они бесплатно раздают владельцам кафе оборудование, предварительно нанеся на зонты, пластиковые столы и пепельницы собственный логотип.
В отчете ACNielsen о ресторанном рынке утверждается, в частности, что только в Санкт-Петербурге число уличных кафе удвоилось. Данные по Москве на фоне других городов выглядят скромнее — здесь отмечен рост на 75%. Всего, по информации агентства, в Москве работают 900 "легких" кафе. Направление кафе-закусочных сильно выделяется среди прочих видов ресторанного бизнеса. Число ресторанов в столице с мая 2000 г. выросло на 27%, кафетериев — на 22%, а баров и столовых — только на 10%. Всего же в Москве порядка 1700 заведений общепита. Общероссийских цифр ACNielsen не предоставляет.
Под уличными кафе маркетинговая компания подразумевает передвижные палатки, киоски и летние кафе. Однако, по мнению участников рынка, число палаток в Москве уже год не увеличивается: проверяющие органы закрывают точки с шаурмой и хот-догами, но на их месте возникают сетевые заведения ( "Крошка-картошка", "Теремок — Русские блины", Steff и др. ). Так что бурный рост кафе, зафиксированный маркетологами, обеспечен в первую очередь заведениями, открывающимися исключительно в летний сезон. Это кафе с пластиковой мебелью и посудой, зонтиками и скудным меню, состоящим, как правило, из напитков и пары закусок.
Тиражированию таких заведений способствуют крупные компании-производители. Они готовы даром предоставить предпринимателям атрибутику для кафе — главное, чтобы на ней значился логотип компании, а ее продукция продавалась на эксклюзивной основе. По словам директора по маркетингу PepsiCo Алексея Мехоношина, благодаря кафе производители одновременно продвигают свои напитки и обеспечивают стабильные продажи.
Сейчас более десятка крупнейших компаний работают с летними кафе. Каждая заказывает не менее 100 "уличных комплектов" для одного города. Например, Sun Interbrew экипировала порядка 170 точек в столице и области, Efes — 250. В небольшую точку необходимо инвестировать минимум $4000, а стоимость оборудования для хорошего кафе в престижном месте превышает $12 000.
Жарким летом 2001 г. желающих получить бесплатное оборудование особенно много. "Число заявок постоянно растет и уже превышает наши возможности", — рассказывает Дмитрий Ситников, начальник отдела маркетинга Bravo.
Вместе с тем представители компаний отмечают, что вложения в оборудование летних кафе окупаются редко: у них слишком маленький оборот. Заказывая шатры и зонтики, производители даже не могут спрогнозировать сбыт на сезон. "Продажи в летних кафе зависят от погоды, а предсказать ее сложно", — говорит Сергей Лысенков, директор по продажам Sun Interbrew. Так что главная цель компаний, раздающих оборудование, — все-таки реклама собственной марки.

Источник: Рынок продуктов питания