23.07.2001
Генеральный директор ЗАО "Союзплодимпорт" ожидает некоторое снижение цен на алкоголь в течение лета.
Совет федерации одобрил 12%-ное повышение акциза на крепкие спиртные напитки с 1 января будущего года. В законодательном отношении это уже второе важнейшее событие на рынке в этом году. Первое случилось в начале июня — был изменен порядок взимания акцизов на крепкие спиртные напитки
Ранее все 100% акциза взимались с производителя. Теперь ситуация изменилась — 50% платит производитель, а 50% оптовый перепродавец. Сделано это было главным образом для того, чтобы нивелировать региональный сепаратизм. Губернаторы, заинтересованные в пополнении налогооблагаемой базы, проводили протекционистскую политику в отношении ликеро-водочных и спиртовых заводов, расположенных на их территории. Ввоз водки из других регионов ограничивался множеством разных способов: введением региональных защитных марок, квотированием ввоза, прямыми указаниями не допускать алкоголь из других регионов. Теперь же, когда губернаторы получают акциз не только от производства водки, но и от потребления, у них нет такой жесткой необходимости ограничивать приток алкоголя из других регионов.
Кстати говоря, еще одной проблемой, порожденной прежней системой взимания акциза, стал лавинообразный рост мощностей в отрасли в последние пять лет — с подачи местных властей заводы строились где надо и где не надо. Каждый субъект хотел разливать водку. Результат — 70% мощностей простаивают, так как являются избыточными.
Еще одним положительным моментом проходящей реформы налогообложения станет серьезный удар по нелегальным производителям. Ранее они получали сверхприбыли, не платя акцизного сбора в размере 100%. Если честный производитель с бутылки водки получал 2-3 рубля прибыли, то нелегал — примерно 20. Теперь прибыльность производства "левой" водки сократится до 10 рублей с бутылки, что уже само по себе неплохо. Кроме того, значительно усложнится схема оборота нелегальной продукции, увеличится число лиц, вовлеченных в нее, а следовательно, и издержки производителя "левака".
Есть у нового положения и недоработки. Оптовик, который намерен продолжить торговлю, должен был получить статус акцизного склада. Требования, которые Министерство по налогам и сборам предъявляет к складу, достаточно высоки. С одной стороны, это хорошо — всего в стране, по нашим прогнозам, будет 1500 складов, из них лишь 500 — вне предприятий. Такое количество торговцев легче контролировать, чем десятки тысяч имеющихся сегодня. С другой стороны, в ряде регионов, главным образом северных, просто не нашлось организаций, которые отвечают требованиям МНС. Кроме того, не до конца проработан механизм расщепления акцизов между центром и регионами — губернаторы пока сохраняют заинтересованность в обращении на рынке "своего" алкоголя. С моей точки зрения, весь акциз, который платит производитель, должен быть направлен в федеральный бюджет. Часть, взимаемая с оптовиков, должна идти в местный бюджет. Тогда губернаторы будут стремиться расширить ввоз алкоголя, поскольку будут заинтересованы в росте объема продаж. Не везде пока еще хватает акцизных марок нового образца и т.д.
Однако инициативы властей далеко не всегда находят адекватный прием у участников рынка. Предложение о повышении акциза на 12% с 1 января опять вызвало разговоры о дестабилизации отрасли. Я лично категорически поддерживаю проект индексации акциза. Во-первых, лучше ежегодно повышать акцизы на 12%, чем раз в три года на 40%. Повышение акциза почти в полтора раза — это действительно шок. Во-вторых, 12%-ный рост акциза приведет к росту цены бутылки водки на 2-3 рубля, чего не заметят ни потребитель, ни производитель.
Потребитель не заметит этого удорожания хотя бы потому, что в последнее время на рынке происходят куда более интересные в ценовом плане события. С 1 июня, как известно, на крепкие спиртные напитки клеятся акцизные марки нового образца. Оборот напитков с марками старого образца разрешен лишь до 1 сентября.
Предвидя неопределенность, неизбежно возникающую на рынке с началом каждой реформы, заводы создали товарные запасы на 1-2 месяца вперед. В то же время оптовики и розничные торговцы попытались сыграть на той же неопределенности, сократив предложение и подняв цены, рост которых составил до 20%. Сейчас еще рано говорить об этом с уверенностью, но не исключено, что в августе начнется масштабная распродажа оставшихся запасов "старой" водки — ведь со 2 сентября она становится контрафактной, и каждая оставшаяся на складе бутылка превращается в чистый убыток.
В любом случае уже в июле мы наблюдаем тенденцию к некоторому снижению цен на водку. Очевидно, она продолжится и в августе, и осенью — цены по крайней мере не будут расти. Вплоть до декабря, когда мы наблюдаем сезонный всплеск потребления спиртных напитков.

Источник: Рынок продуктов питания