Московский и питерский пивные рынки за последний год приблизились к насыщению. Здесь уже выделились лидеры, которые, впрочем, не намерены останавливаться на достигнутом. Экспансия столичных лидеров на региональные рынки уже началась. Теперь, чтобы быть ближе к конечному потребителю, пивные короли скупают региональные производства. Уровень пивных продаж, по информации маркетингового агентства ACNielsen, достиг докризисного уже в 1999 году. В мае 2001 года россияне выпили уже на 50% больше пенного напитка, чем в начале осени прошлого года, и на 45% больше, чем зимой. При этом столичные рынки растут уже заметно медленнее региональных. "Страна большая — значит, и пиво надо производить по всей стране, — говорит представитель лидера российского рынка — пивоваренной компании "Балтика" (пиво "Балтика", "Арсенальное", "Парнас" и др.). — Во-первых, это позволяет заметно сэкономить на транспортных расходах. Во-вторых, потребители сильно привыкают к местной воде, и, чтобы занять прочные позиции на региональных рынках, надо варить пиво на основе местной воды. К тому же у покупаемых региональных заводов обычно есть популярные местные брэнды, которые можно использовать". За первые шесть месяцев этого года на Тульском заводе, который "Балтика" купила в конце 2000 года, сварили втрое больше пива, чем за этот же период прошлого. Представители компании неоднократно заявляли, что уже в текущем году стоит ожидать еще нескольких крупных приобретений в регионах. По непроверенной информации, начаты переговоры о покупке "Балтикой" пивзавода в Хабаровске. Другой крупный игрок пивного рынка — созданная для работы на рынках России и Украины SunInterbrew (дочка бельгийской Interbrew и международной Sun Brewing, владелец брэндов "Клинское", "Сибирская корона", "Толстяк") — уже имеет восемь региональных пивных заводов. Пиво "Клинское" — флагманский брэнд, получивший имя по названию самого центрального завода компании, — несколько недель назад начала разливать и Ивановская пивоваренная компания, входящая в состав SunInterbrew. Параллельно с российским SunInterbrew активно развивает производство на Украине. Ей принадлежат пивзаводы "Рогань" (Харьков), "Десна" (Чернигов), "Янтарь" (Николаев) и "Крым" (Симферополь). В мае компания объявила, что начинает разлив международного брэнда Stella Artois на заводе в Чернигове. Пока там производится всего 800 тыс. дал в год, 80% из которых экспортируется в Россию. Пивкомбинат "Очаковский" (пиво "Очаково" и "Столичное") строит завод в Пензе. Он вместе с только что запущенным краснодарским заводом (проектная мощность 40 млн дал) будет обеспечивать потребности любителей пива в центральной России. Череповецкий завод "Елена", контрольный пакет которого купил в прошлом январе Комбинат им. Степана Разина (35,7% рынка Санкт-Петербурга), уже удвоил производство. В планах компании приобретение одного из заводов в Сочи или Анапе. После реконструкции мощность открытого в 1999 году московского завода компании "Пивоварня Москва-Efes" (Efes Pilsner и "Старый мельник") должна вырасти до 30 млн дал в год. В проект по переоборудованию пивоварни завода "Coca-Cola Ростов Ботлерс", в которой ей принадлежит 80%, компания уже вложила 20 млн долл. "Присутствие в основных регионах позволяет предприятиям иметь более простую систему дистрибуции и экономить на транспортных расходах, — говорит руководитель отдела исследований домашних хозяйств GfK Сергей Яшко. — Поглощение мелких региональных предприятий — заметная тенденция на многих потребительских рынках. Просто в пивной отрасли этот процесс занял меньше времени". Источник: Рынок продуктов питания |