Реклама алкоголя в России регулировалась законом о производстве и обороте алкогольной продукции, который был принят в 1999 году. Закон запрещает рекламировать водку, коньяк и другие крепкие спиртные напитки на наиболее продвинутых носителях информации - телевидении, радио, неспециализированных печатных СМИ, биллбордах. Между тем производители алкоголя готовы выложить серьезные деньги за рекламу своей продукции. Например, реклама коньяка Hennessy в ноябре 2000 года, по данным Национальной алкогольной ассоциации, обошлась компании UDV в $65 тыс., а водки Smirnoff - примерно в $70 тыс. Понятно, что с 1999 года между Министерством по антимонопольной политике и рекламными агентствами шла тихая война. Агентства не собирались добровольно отказываться от "высокоградусных" денег и использовали всевозможные лазейки в законе, даже соглашались выплачивать штрафы за его нарушение, лишь бы не терять доходов. Наружная же реклама считается одним из самых эффективных носителей. На нее, по данным мониторингового агентства RPRG, в 2000 году отечественные производители алкоголя потратили около $8 млн. Из-за "наружки" и разгорелся весь сыр-бор. Петербургское рекламное агентство "ОММ" стало своеобразным символом борьбы с МАП. Оно одерживало верх над чиновниками в судах различных уровней, пока дело не дошло до Высшего арбитражного суда. Он принял сторону государства, фактически устранив разногласия в толковании закона. "Теперь у МАП есть веское основание для преследований нарушивших закон, - считает Павел Шапкин, председатель совета директоров Национальной алкогольной ассоциации. - Однако отказ от наружной рекламы вряд ли существенно отразится на состоянии алкогольной отрасли". Сами водочники не в восторге от решения суда. "Наружная реклама эффективна и поэтому дорога, - говорит Андрей Сергеенков, руководитель отдела маркетинга и рекламы завода "Топаз". - Понятно, что позволить себе от 500 до 1500 долларов в месяц за один щит может не каждый производитель. Это решение суда направлено против качественного алкоголя". Теперь производителям крепкого алкоголя останется только реклама в магазинах и специальной торговой прессе. Источник: журнал "Компания" |