|
РЕКЛАМА РОССИЙСКИХ ГРОССМЕЙСТЕРОВ
Понедельник. Давно на составе не было такого бурного начала недели! Еще бы, "на кону" - работа агентства "Инстинкт", которая почти ни когда не проходит через составовские новости, не собрал обильный урожай откликов! К тому же, общий баланс оказался явно на стороне "неодобрямса", а, как известно, ругать наши читатели любят и умеют гораздо лучше, чем хвалить.
Итак, мы имеем набор черные прямоугольников, которые ни пропорциями, ни содержанием никак не соотносятся с Малевичем. На некоторых из них мы видим, как создатели этой рекламы "рвались" в самом прямом смысле этого слова донести нам то, что на самом деле скрывается под красивой глянцевой обложкой родной индустрии. На других - дают нам несколько простых житейских советов, разбирая, по-видимому, типичные ситуации в рабочем процессе рекламиста ("Нет опыта? Подсмотри!", "Нет идеи? Одолжи!", "Нет знаний? Купи!"). Однако большинство читателей, вероятно, спроецировав эту ситуацию на себя, обиделись на авторов, выразив свои чувства в достаточно неразвернутых оценках. Но небольшое число комментаторов все-таки попыталось выяснить, кто составляет ЦА этой кампании - профессионалы от рекламы или те, кто дает им работу. Впрочем, даже после этого остались вопросы - если эта реклама не для рекламистов, а для тех, "кто рядом", то эпатаж и иронию они могут просто не прочувствовать, и принять эти суровые скрижали за чистую монету. Справедливости ради отметим, что положительные отзывы тоже прозвучали, но, к сожалению, также не подкрепленные сильной аргументирующей базой.
Ну и как чаще всего бывает при обсуждении работ данного агентства, мы снова стали свидетелями давнего спора между его лидерами и обозревателем Состава.
Спор, конечно, дело хорошее, если в нем, согласно древнему правилу, рождается истина. Однако не протяжение многих лет мы каждый раз видим, как на свет появляется какое-то совершенно нежизнеспособное существо довольно неприглядной наружности. Не разбирая, кто при этом являлся "папой", а кто "мамой" (и выполнял соответствующие функции) очень хочется в очередной раз призвать участников этой бесконечной эпопеи: пожалуйста, направьте ваши недюжие полемические способности в другое, более благородное русло! http://www.sostav.ru/news/2006/10/30/r3/
Вторник. Самое обширное обсуждение вызвала самая объемная работа: шутка сказать - 60(!) упаковок, фирменный стиль, и даже созданные "на основе новых элементов айдентики … различные рекламные инструменты, а так же … рекламный слоган". Все это (включая слоган) сделало брендинговое агентство "Внешний Вид" для "Хладокомбината Западный".
Я все-таки не могу удержаться и не процитировать релиз: "Продуктовая зона, призванная продемонстрировать продукт и вызвать слюноотделение, была так же доработана и перемещена в тарелку. Сделано это было не только из эстетических соображений, но и для того, чтобы освободить верхнюю четверть упаковки для создания в ней новой зоны, зоны эмоций." Как говорится не прибавить не убавить - вот как, оказывается, надо понимать суть этой ТМ: "Се - зона" (кстати, при этом понятней становится роль белого медведя :-)! Ну и в соответствии с релизом оказались выстроены и оценки читателей. Если к "к зоне слюноотделения" претензий почти не возникло, то "новая зона эмоций", действительно, эмоций вызвала немало. "Залитые солнцем поля", в которых располагалась эта зона, навеяли нашим комментаторам смутные ощущения отнюдь не "родных просторов". Впрочем, в целом дискуссия носила весьма положительный и конструктивный характер. Главный вопрос был, фактически, в том, до какой степени нужно соблюдать преемственность при смене стиля и следовать традициям, принятым в отрасли. Некоторые участники высказывали свои предположения, что более кардинальные изменения могли бы помочь заметно серьезней отстроиться от конкурентов. Впрочем, этот важный вопрос, скорее всего, не лежит полностью в области непосредственно дизайна, которым занимался "Внешний Вид". Ну а собственно дизайн в части упаковки получил явное одобрение сообщества, фирменный стиль - в несколько меньшей степени, а слоган ("Сделано солнцем"), к сожалению, оставил наших читателей в некотором недоумении. http://www.sostav.ru/news/2006/10/31/r9/
Все-таки хорошо, что среди "духовных лидеров", читающих Состав, Кирилл (Смирнов), несомненной - более частый гость, чем митрополит Кирилл (Гундяев)! Иначе, памятуя небезызвестную выставку "Осторожно, религия!", трудно было бы сказать, во что могло вылиться и где закончиться обсуждение следующей работы. Предмет, который его авторы позиционируют как "первое цифровое устройство, выполненное в христианском стиле", вызвал достаточно резкую реакцию посетителей Состава. Причем главную полемику спровоцировала возможная "вторичность" (в представлении отдельных читателей) данного формообразования. Однако, как ни странно, под "вторичностью" читатели подразумевали отнюдь не события двухтысячелетней давности, а гораздо более поздние - созданный дизайнером Скоттом Вилсоном (Scott Wilson) объект iBelieve . Не вдаваясь в тонкости обсуждения приоритетов и авторских амбиций, хочется только отметить, что iBelieve (заглушка к популярному плееру iPod Nano) - не только реально существующий и продающий предмет. Также, как и в случае широко известных благотворительных браслетов Ланса Армстронга (Lance Armstrong), $2 с каждого проданного экземпляра iBelieve идут нуждающимся детям и пострадавшим от катастроф и стихийных бедствий. Уже это одно гораздо больше роднит iBelieve со своим сакральным прообразом, чем простое повторение формы. http://www.sostav.ru/news/2006/10/31/21/
Среда. Главное событие этого дня настолько затмило все остальные, что все дискуссии в этот день отошли на второй план. В этот день, 47 лет назад родился будущий сопрезидент и креативный директор BBDO Moscow Игорь Лутц. Хотя со дня этого знаменательного события прошла уже почти неделя, я хочу немного отвлечься от формата колонки и сказать несколько слов лично от себя:
Игорь, с днем рождения!
В один день с Вами родился непобежденный русский чемпион, гроссмейстер Алехин. Думаю в нашем бизнесе Вы тоже гроссмейстер. И по положению, и по мастерству. Я редко встречал людей, считающих так же хорошо на несколько ходов вперед. При этом - выигрышных ходов.
(А еще в этот день родились Ларри Флинт, Аня Денисова, John G. Burr IV, Милош Красич, Кайсын Шуваевич Кулиев, Людовик II Косноязычный, две сестры-близняшки - Оля и Маша, Ибрай Алтынсарин, Фрэнсис Аринзе, Жак Аттали, Шолом Аш, Николя Буало-Депрео, Альфред Лотар Вегенер, Чайка Днипрова, Антонио Канова, Соня Элен Киса, Тони Коллетт, Анатолий Львович Кубацкий, Этьен де Ла Боэси, Роберт Лафлин, Владлен Моисеевич Лившиц, Евгений Николаевич Митько, подполковник Михаил Петрович Петров, Дмитрий Михайлович Пожарский, Мария Михайловна Порошина, Эдвард Вади Саид, Дмитрий Антонович Сахаров, Мария Васильевна Семёнова, Юозас Тислява, Алексей Владимирович Тихонов, Рафик Харири.) http://www.sostav.ru/news/2006/11/01/r7/
Четверг. Самой обсуждаемой в этот день была серия принтов сингапурского агентства Leo Burnett для производителя презервативов Playsafe Condoms. Достаточно массовый интерес вызвал скорее не креатив, построенный на простенькой игре слов (FITS ANY HEAD - head ведь может означать и просто голову, и это же слово в уменьшительно-ласкательном значении). Помимо "ласкательной" коннотации данного слова, наших читателей еще и сильно взволновала судьба моделей, явно помещенных в весьма стесненные условия. Вероятно, именно в силу высокого гуманизма посетителей Состава, воспитанных отечественной рекламой на светлых образах лучезарно-счастливых "ячеек общества", общий фон оценок был весьма негативным. http://www.sostav.ru/news/2006/11/02/zar4/
Следующая дискуссия по числу собранных откликов не заняла первые строчки среди новостей этого дня. Однако она относится к весьма типичной разновидности работ и последующих обсуждений и, поэтому, заслуживает на мой взгляд упоминания в данном обзоре. Лучше и точнее авторов и их релиза сказать не получится, поэтому цитировать я буду много и активно.
"Рекламное агентство "AVANTI due" (агентство целенаправленной рекламы) в рамках проекта по фирменному стилю разработало имиджевый сайт ("под ключ") и рестайлинг логотипа для ТМ "ARBUS". Основная концепция - гармония двух начал (мужского и женского), ярких личностей, имеющих вкус к жизни, несущих в себе радость и помнящих детство."
Детство, несомненно, вспомнилось всем участникам дискуссии.
"По словам аккаунт-менеджера данного проекта Владлены Стрелец, в работе над логотипом удалось изменить только одно - добавить изображение арбузика. Заказчик наотрез отказался менять полюбившийся шрифт названия, поэтому в агентстве решили создать изображение, которое могло бы самостоятельно, без названия, иметь право на жизнь."
"Изображение без названия" приведено ниже.
"Сложность сайта (www.proarbus.ru) заключалась в нестандартной верстке, c помощью которой надо было подчеркнуть главную идею сайта - сочетание двух начал (мякоть - женская, зелень - мужская) и высвобождение пространства, воздуха для привлечения внимания к одежде и лаконичному тексту."
И опять цель работы была достигнута - читатели дружно выдохнули ("высвободили воздух"), глядя на это произведение:
Показательным в данном работе творческого коллектива "аккаунта и программиста" (как сказано в релизе) было вот что: достаточно часто на суд наших читателей попадают отдельные разработки, уровень которых, вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение. Реакция участников дискуссии, как правило, бывает трех видов. Первый вариант - наши читатели активно используют эту ситуацию для увеличения собственной самооценки, нередко даже переходя при этом рамки приличий. Таким читателям хочется посоветовать для пущего конструктива не столько искать работы худшего качества, чем их собственные, сколько работать над уровнем своих. Во втором варианте посетители выражают свое недоумение и требуют больше не выставлять подобных работ. Подобное "лакирование действительности" также не сможет привести к положительному варианту. И, наконец, крайне редко находятся те, кто терпеливо, честно и без всяких ухмылок показывают авторам их ошибки.
Уважаемые серьезные специалисты и ответственные профессионалы! Наиболее точным показателем уровня вашего мастерства и глубины ваших познаний, да и просто человеческих качеств, была бы именно такая помощь своим коллегам, также стремящимся достигнуть вершин мастерства!.. http://www.sostav.ru/news/2006/11/02/r4/
Да... Новая колонка, не успев толком начаться, рискует на получить продолжения - настолько вяло и незамысловато проходило большинство дискуссий на этой недели! Даже "вбрасывание" слова, которое обычно вызывает бурную реакцию и яростные споры, на это раз не произвело должного эффекта. Намеки на некоторую, так скажем, "несамостоятельность" визуальных решений, которые были приняты в новой работе агентства "Инстинкт" и студии дизайна "Парк" для для сети магазинов детских товаров "БананаМама", встретили вполне достойный отпор читателей. Определенное внешнее сходство с известным американским мультсериалом "Южный парк", которое усмотрел автор релиза, вряд ли могло сыграть существенную роль. Искать в данном факте признаки какого-то "заимствования" не более обоснованы, чем попытки найти этому объяснения, исходя из сходства названия студии-продакшена и символа заокеанской неполиткорректности. Тем более, что особо пытливые "исследователи" наверняка могли бы найти аналоги и американскому произведению среди необъятных залежей советской мультипликации. Однако при этом нельзя не отметить, что такая стилистика, ярко-вызывающие цвета и особенности озвучивания, несомненно не позволят затеряться данным роликам на просторах клаттера. http://www.sostav.ru/news/2006/11/02/r1
Попытки оживить дискуссию, дополнив изложение материала "кастингом" мультгероев, особого эффекта не произвели, в отличие от работы следующего дня, где кастинг сыграл решающую роль (точнее все роли сразу).
Пятница. Театр, как известно, начинается с вешалки. А с чего начинается процесс съемки ролика? Варианты тут могут быть разными, но актерский кастинг, несомненно, будет одним из первых. Самая необычная работа этого дня (от рекламного агентства "Максима") удивляет, в первую очередь, своей непредсказуемостью Судите сами - для ролика был написан один сценарий, а сам ролик оказался снят совсем по другому (точнее - вообще без сценария). Ролик предназначался для традиционного медийного размещения, однако вырвался в интернет на просторы вирусной рекламы. Даже окончательного монтажа и проработки данный ролик не прошел, прежде чем начать свое шествие по мониторам зрителей! В общем, мы стали свидетелями рождения новой технологии, своеобразного рекламного варианта фон Триеровской "Догмы" :-)!
Что будет дальше? "Визуализация" бурного процесса brainstorming-а? Озвучка репликами грузчиков, вытаскивающих осветительное оборудование и путающихся в проводах? По широте открывающихся возможностей творческого раскрепощения и экономии бюджета этот новаторский метод не имеет себе равных! :-)
При обсуждении ролика наши читатели только несколько посетовали на, по их мнению, слабую связь забавных телодвижений массовки и и конечного рекламируемого продукта (услуги по доступу к ICQ при помощи телефона). Впрочем, не надо слишком сурово оценивать данный продукт - ведь это, в конце-концов, только первый набросок смелых реформаторов рекламной индустрии! :-) http://www.sostav.ru/news/2006/11/03/r5-v/
Однако наибольшее число откликов в этот день собрали постеры "Синего Дирижабля" для кампании "Служба по контракту в Вооруженных Силах РФ", заказчиком которой выступало, естественно, Министерства обороны РФ. Дирижабльские художники создали яркие полотна, открыто рисуя широкими мазками радостные будни армейского быта.
Так что "избежать избитости визуального ряда", как того стремилось данное агентство, явно удалось (до сих, пожалуй, никто не рисковал использовать технику PinUp-а в такой суровой области). Попартовая стилистика, особенно ярко проявляющаяся в картинах Виноградова и Дубоссарского (см., например http://www.galerie-krinzinger.at/kuenstler/dubvino/dubvino_ar.html), пожалуй, сейчас может оказаться одним из весьма привлекательных направлений, сочетающих в себе какую-никакую "художественность" с еще не забытыми впечатлениями пионерского детства и комсомольской юности. Однако остальные части составляющие билбордов, помимо собственно картинок, явно не нашли одобрения у наших читателей. Если такие особенности верстки, как странноватый выбор шрифтов с размашистыми засечками, тотальная выключка по центру, полное игнорирование полей, еще можно было бы объяснить особенностями армейского руководства проектом, то собственно к рекламной части вопросов возникло более чем предостаточно. Совершенно не ясно, чем это агентство, без лишней скромности именующее себя креативным, собиралось подкреплять главное утверждение, что служба по контракту в родной армии - главная надежда на светлое будущее у наших взрослеющих соотечественников? Единственной мотивировочной частью, помимо широких улыбок служивых, могли являться только слоганы кампании. Весьма четкий их анализ дала наша читательница под ником "Синица" (я удовольствием "воспользуюсь служебным положением" и переложу часть своей работы на нее :-):
"Займи свое место в строю" - а чем это самое место ценно? Зачем оно молодому парню нужно? Да и вообще больше похоже на окрик типа "Марш на место", знай свое место, так сказать :-(. И картинка получается не о том: нет притягательности этого самого строя, картинка скорее о противопоставлении и почти об индивидуализме.
"Послужим вместе" - слово "послужим" вообще может восприниматься неоднозначно. "Послужим" - это нечто с корнем от "служить", но довольно необязательное. Вроде как прислужить при случае. Если уж служить, то лучше Родине, а потом уж "вместе". По картинкам же ассоциация типа "третьим будешь?"
"За будущее России" - сомневаюсь, что молодой человек будет с надежной ассоциировать себя с заматеревшим семейным 35-летним субъектом, какой бы симпатичной ни была его жена. Молодые люди обычно обращают больше внимания на ровесников (ровесниц) и девушек младше себя.
Таким образом, несмотря на все усилия агентства "легче воздуха" показать нам "невыносимую легкость бытия" армейских будней, есть большие сомнения, что эта кампания хоть как то повлияет на отношение нашей молодежи к службе по контракту.
Хотя... А может это и к лучшему? :-) http://www.sostav.ru/news/2006/11/03/r7/
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоги недели
Посетители Sostav.ru являются одними из основных соавторов всех публикуемых материалов. Обсуждения новостей, их глубина и яркость - одни из главных показателей интереса наших пользователей. Однако не одно из обсуждений не может продолжаться вечно. Для того, чтобы читатели могли снова вернуться к самым интересным дискуссиям прошедшей недели и, быть может, дополнить их свежимыми и актуальными комментариями, sostav.ru создал рубрику "Итоги недели", в который вы снова сможете вернуться к самым захватывающим моментам минувшей недели.
|
|
|
|