Бенжамин Бенимана: «Я приехал в Россию со словом «нет»…»
К слову «негр» он относится спокойно. Но моя проклятая политкорректность не позволила предложить вам этот текст под громким и все же сомнительным заголовком: «Я – главный негр российской рекламы!»
Да… на отечественной рекламной плантации есть немало экзотических птиц. Даже перечислять не возьмусь – вы их и так знаете, а может, и самих себя таковыми числите. Однако мой сегодняшний собеседник резко отличается от всех остальных креативных, деловых или креативно-деловых личностей Российской Федерации, так или иначе связанных с индустрией рекламы. Отличается не столько внешностью, сколько судьбой.
35-летний уроженец Руанды Бенжамин Бенимана – арт-директор московского брендингового агентства Depot WPF Brand & Identity . Дизайнер, приложивший руку к имиджу «Рыжего Апа», «Чудо-острова», Myllyn Paras и других заметных брендов. Художник-аниматор. Кандидат киноведческих наук. Муж русской писательницы.
На следующей неделе Бен отправится в Новосибирск, где 26 мая откроется 9-й фестиваль рекламы «Идея». Мистер Бенимана – член жюри.
- Признайся честно: как тебя, коренного африканца, занесло в Россию?
- Я приехал в конце 1990 года. Учиться. И было мне 20 лет.
- Но почему – к нам-то, в Рашу, где, как замечено в одном анекдоте: полгода белая зима, а полгода зеленая? На глобусе есть гораздо более удобные страны…
- Обсуждался вариант поехать в Бельгию или во Францию, поскольку Руанда – франкоязычная страна, бывшая бельгийская колония. Но у отца был друг, и этот друг порекомендовал отправить меня в СССР.
- Перестройка, гласность, Горби?
- Нет, он сказал, что академическое искусство, а я тогда окончил художественный колледж, сегодня осталось только в России. Да и стоила эта учеба дешевле, чем на Западе. Гораздо дешевле!
- Денежный вопрос настолько актуален? А мне сказали, что ты из какой-то важной семьи, чуть ли не сын премьер-министра… Обманули!
- Что ты! Я – дворовый, обычный. Рабочий класс. Но по африканским меркам наша семья неплохо живет... Так вот половину суммы за мою учебу платило наше государство, а вторую половину мой отец.
- Что ты знал о России, когда приехал?
- Ничего. Абсолютная terra incognita! Хотя, конечно, я смотрел телевизор и много читал о России... Но это все теория. Мой педагог-француз предупредил меня перед отъездом: «Возьми на вооружение слово «Нет»!» И это все с чем я приехал в Россию.
- То есть, совсем без языка?
- Почему же, я знал слово «нет». И вот надо было впервые выйти в город – купить пожрать… Я зашел в магазин, вижу сосиски и жестами прошу кассиршу: отрежьте, заверните... Или все-таки по-французски я ее попросил?.. Но после язык освоил.
- Сейчас у тебя просто превосходный русский!
- Да так!..
- И где же ты учился?
- Во ВГИКе, на художественном факультете. Даже защитил кандидатскую диссертацию на тему «Эстетическое взаимодействие анимации и искусства Африки».
- Ты, наверное, мультики до сих пор часами смотришь?
- Обожаю! Жена знает: суббота – это мой день, я смотрю мультфильмы.
- И какой же из них в твоем личном рейтинге «мультфильм всех времен и народов»?
- Принято говорить про Норштейна – «Сказка сказок», «Ежик в тумане». Я не исключение. Это великие произведения. Но больше всего моим вкусам отвечает другой фильм – «Каникулы Бонифация». Не потому, что сюжет чем-то похож на мою личную историю: там лев скучает по бананам и рыбам. Нет! Мне нравится графика, эстетическая сторона этого фильма. Для меня это шедевр.
- А Уолт Дисней?
- Тоже люблю. Классические диснеевские фильмы продвинули анимацию за грань невозможного.
- Почему и как ты, аниматор и киновед, попал в рекламу?
- Почему – не знаю. А как – помню. Одной моей сокурснице по ВГИКу подарили холодильник, и его надо было забрать из маленького издательства. Она попросила помочь. Мы загрузили холодильник и уехали. Но сотрудники этой фирмы обратили на меня внимание и сказали своему начальнику, что в издательство приходил негр, и не просто негр, а рисующий. И вскоре мне позвонили: «Приезжай, у нас есть для тебя работа». Хотя я ни о какой работе не просил... Просто тогда была мода на экзотику. Считалось, что принять на работу иностранца, особенно, выделяющегося своей внешностью, это круто! Это как красивый предмет, который еще и бизнес немного продвигает. Но я не из тех, кто исполняет роль шкафа или фона!
- Что же это была за работа?
- Мне предложили должность иллюстратора. Рисовал для журналов, оформлял книжки и постепенно осваивал компьютер. Я там проработал пять лет и ушел – стало скучно. Когда я уволился, в издательстве даже слышать обо не хотели, потому что дали мне все: квартиру, деньги, стабильность… Я попал к ним в сложное для себя время: в Руанде в 1994 году был геноцид, гражданская война, когда за несколько месяцев погибло два миллиона. Денег нам посольство уже не платило – ни стипендий, ни пособий, ничего. Как хочешь, так и живи. И в тот момент, когда я голодал, мне предложили работу…
- Бен, ну а какая связь между книжками с картинками и упаковкой, которой ты занимаешься сейчас?
- Это все дизайн. Заниматься дизайном – не значит исполнять любое желание и любое мнение заказчика. Я с этим не соглашусь! Дизайн включает в себя взаимодействие различных пластических искусств. Конечно, упаковка – не самый лучший носитель, чтобы выразить себя с размахом. Но там тоже есть возможность удовлетворить свои амбиции художника. И эту работу нельзя считать рутиной. Во всяком случае, я для себя всегда пытаюсь в ней что-то находить интересное и радоваться.
- А наша реклама тебя радует как зрителя и потребителя?
- Мне нравится, что российская реклама становится гораздо легче и ироничнее. Люди стали работать с символами и метафорами. Но иногда мне кажется, что не хватает простоты. Видна перегруженность, а хотелось бы воздуха.
- А, может, этого воздуха у нас, в России, никогда и не будет – по причине тяжелого национального характера?
- Я бы так не сказал... Говорю сейчас не как иностранец. Я имею счастье жить среди русских людей и наблюдать вас изнутри. Русские – достаточно глубокие и думающие люди… Ты знаешь, я перестал ходить на лекции западных гуру, потому что они не могут или не хотят донести информацию до слушателей, но при этом делают очень красивые вещи! Слушать их лекции мне скучно. А подход русского человека мне очень близок. Парадокс: русские знают, как сделать, но нередко демонстрируют в рекламе не очень хорошие образцы.
- Африканская культура, ее экзотика сильно повлияла на то, что ты делаешь сейчас для русских заказчиков?
- Экзотика – в Западной Африке: Гана, Нигерия, Сенегал... Там люди живут африканской культурой. А мне не кажется, что я сильно отличаюсь от русских, потому что, когда я родился и рос, то ничего такого «африканского», из ряда вон выходящего, я в Руанде не видел. Я неинтересен в этом смысле.
- Здесь, в агентстве ты, как иностранец, на особом положении?
- Я такой же работник, как все остальные. Кроме кожи, я ничем не отличаюсь. Каких-то поблажек или наоборот претензий я не вижу. Никаких скидок нет. А если бы я это почувствовал, то давно убежал бы.
- У тебя было желание вернуться домой или осесть в Европе?
- В моей жизни много чего было... Было время, когда я боролся с самим собой: уехать или остаться?! Я, кстати, довольно часто езжу в Руанду, там есть сейчас чем заниматься, той же рекламой. Но почему-то моя душа всегда возвращается в Россию. Мне нравится в России все! Жена у меня русская и теща тоже. Все анекдоты про тещ я знаю. Но я доволен своей тещей!
- Не верю, что за 15 лет, проведенных в России, ты не сталкивался с проявлениями агрессии, насилия или хамства…
- Я общаюсь здесь с интеллигентными, интеллектуальными людьми. И в кругу моего общения нет людей, которые зацикливаются на цвете моей кожи. Если кто-то им недоволен, это вопрос не ко мне, это к Богу. В молодости у меня были переживания на этот счет, но я быстро понял, что все проблемы во мне самом.
- Бен, ты делаешь дизайн упаковки, рисуешь комиксы, занимаешься анимацией как художник и пишешь о ней статьи... Кем и где ты видишь себя лет через десять?
- Думаю, я и дальше буду работать в рекламе. И продолжу увлекаться своими комиксами. Знаешь, организму становится тяжело, когда я перестаю набрасывать эти смешные гротесковые картинки. Не только руке, а всему организму. Дискомфортно себя чувствую... А что касается дизайна, все только начинается! Сегодня я могу сделать все, что угодно. Но это в смысле изображения, а хочется глубже уходить в идею. Рисовать каждый может, а вот придумать... Хотелось бы, чтобы меня посещали интересные мысли, идеи… Я думаю, рано или поздно перестанут спорить: реклама – это искусство или нет? Дизайн – искусство или нет? Не мне давать какие-то определения, но я думаю, что это искусство. И все, точка.
|