Как голосуют страны на "Евровидении" или о влиянии добрососедства и местечковости на современную европейскую эстраду
Творческий коллектив
консалтинговой компании "Дымшиц и партнеры"
29 мая 2010 года, нас ждет очередное общеевропейское музыкальное шоу под названием «Евровидение». В рамках данного события нас заинтересовал не музыкальный его аспект, а социо-культурно-политический – известно, что баллы и, соответственно, места исполнители на конкурсе «Евровидение» получают исходя из результатов SMS голосования в той или иной «голосующей» стране, а также данная оценка корректируется мнением «профессионального» жюри. В связи с такой системой оценки часто приходится слышать мнение, что собственно к качеству выступления, песни, музыки, исполнения такое голосование не имеет никакого отношения. Что, мол, страны голосуют за своих «соседей» и «друзей», а не за хорошие или плохие песни. И даже ведущие – представители разных стран, которые объявляют результаты «своего» голосования часто недвусмысленно улыбаются, когда высокая оценка уходит «соседу».
Другими словами, среди российских (и не только) зрителей распространено мнение, что голосование на «Евровидении» отражает, в основном, культурное, политическое, историческое, языковое и другое единство или близость тех или иных стран, а не реальные музыкальные пристрастия зрителей. Что же по этому поводу говорит сухая статистика?
Если взять все оценки, которые разные страны поставили участникам конкурса и провести их кластерный анализ (то есть, попытаться найти страны, которые голосовали похожим образом, и по этому признаку объединить их в отдельные группы – кластеры), то мы увидим (см. рис. 1.1, 1.2, 1.3), что действительно существуют группы стран-«соседей», оценки которых из года в год оказываются весьма близкими между собой. Очевидно, это можно объяснить как похожими музыкальными пристрастиями людей, живущих по соседству, так и желанием поддержать соседа вне зависимости от его музыкальных талантов. Скорее всего, конечно, работают оба эти фактора и грань между ними довольно тонка. Обратимся к конкретным примерам.
Рис. 1.1. Сходство результатов голосования разных стран в конкурсе «Евровидение-2007»
Рис. 1.2. Сходство результатов голосования разных стран в конкурсе «Евровидение-2008»
Рис. 1.3. Сходство результатов голосования разных стран в конкурсе «Евровидение-2007»
При рассмотрении результатов кластерного анализа музыкальных пристрастий разных стран (через выставленные ими оценки различным участникам конкурса «Евровидение» за 2007, 2008 и 2009 годы), сразу бросаются в глаза три сравнительно устойчивые группы стран, которые из года в год голосуют очень похоже – это, во-первых, страны бывшей Югославии – Сербия, Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Черногория. Во-вторых, страны бывшего СССР или точнее страны, находящиеся на европейской части Российской Империи в ее дореволюционных границах. Хотя здесь уже не все так просто. Если из «семьи» югославских стран более или менее заметно выбивается только Босния и Герцеговина, то среди стран бывшего СССР группировке по похожести оценок в той или иной степени поддаются только Россия, Белоруссия, Украина, Молдова. Причем Молдова попадает в эту группу, несмотря на то, что три года подряд вопреки музыкальному здравому смыслу ставит 12 баллов Румынии (которая в ответ честно ставит 12 баллов Молдове) – но в остальном голосование Молдовы пока еще все же такое, как и у нас. Наши прибалтийские соседи – Эстония, Латвия, Литва – легко группируются друг с другом, а вот будут ли их оценки ближе к «восточно-славянско-имперскому» кластеру, к которому помимо перечисленных стран часто примыкает еще и Польша с Израилем, или они окажутся более солидарны со своими северными соседями – Финляндией, Швецией, Норвегией – этот момент предсказать довольно сложно. Тем не менее, следует заметить, что в самостоятельный кластер прибалтийские страны не объединились – если Эстония чаще тяготеет к «скандинавскому блоку», то Литва и Латвия в своих оценках ближе к Беларуси, Украине, России. Закавказский блок стран – участниц бывшего СССР – Грузия, Азербайджан и Армения – на протяжении последних трех лет вообще не примыкают ни к какому кластеру и не группируются внутри себя, голосуя в целом весьма самобытно.
Третьим кластером, на который следует обратить внимание – это «скандинавская семья», состоящая из Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии (последняя, несмотря на довольно долгий срок, проведенный в составе Российской Империи, все же больше похожа по своим оценкам конкурсантов «Евровидения» на своих скандинавских соседей, чем на бывших соседей по империи). К этой группе также примыкает Исландия.
Также часто похожим образом голосуют Греция и Кипр, что объяснимо – в участие в голосовании принимает только греческая половина острова в Средиземном море. Близки музыкальные пристрастия Франции и Бельгии, что можно объяснить пересечением языкового и социо-культурного пространства. Ожидаемо похоже голосуют Испания и Португалия.
Можно найти еще какие-нибудь небольшие кластеры, но основной интерес, все-таки представляет нахождение ответа на другой вопрос – по какой причине страны разбились на подобные группы - что все-таки оказалось первичным – музыкальные пристрастия или добрососедские отношения? Для этого решим обратную задачу – посчитаем, сколько раз за три года каждая страна из перечисленных выше кластеров поставила своих соседей по кластеру на первое, второе и т.д. место. За каждое первое место, отданное соседу по кластеру будем присваивать стране 12 баллов, за каждое второе – 10 и т.д., потом просуммируем полученные баллы по кластеру и разделим на количество стран-участниц кластера и стран-участниц конкурса из данного кластера в конкретном году – получим Коэффициент Добрососедства данного кластера см. Табл. 1.
Таблица 1. Коэффициенты Добрососедства
Страны-Блоки (Кластеры)
|
КОЭФФ.
|
|
ДОБРОСОСЕДСТВА
|
Молдова-Румыния
|
12
|
Югославский Блок
|
6,46
|
Кипр-Греция
|
6,00
|
Восточно-Славянско-Имперский Блок + Израиль
|
4,68
|
Скандинавско-Прибалтийский Блок
|
4,34
|
Испания-Португалия
|
4,08
|
Франция-Бельгия
|
0,17
|
Из Таблицы 1 видно, что наибольшими Коэффициентами Добрососедства (после абсолютного показателя Молдова-Румыния, а также показателя Кипр-Греция, который тоже был бы равен 12, если бы Кипр не только голосовал, но и пел) обладают «Югославский» и «Восточно-Славянско-Имперский» Блоки (последний включает еще и Израиль). Т.е. эти страны голосуют в большей степени исходя из добрососедских отношений, чем исходя из качества выступления. В «Югославском» блоке несколько в стороне стоит Босния-Герцеговина, за которую все югославские страны всегда с удовольствием голосуют, а вот ее голосование часто не похоже не голосование соседей. В «Восточно-Славянско-Имперском» блоке обращает на себя внимание Израиль, оценки которого на удивление похожи на те, которые выставляют Россия, Украина, Беларусь, Польша, Молдова и примыкающие к ним Латвия и Литва. Это единство только на первый взгляд выглядит удивительным. Очевидно, что это отдельная очень интересная тема, заслуживающая глубокого изучения. Ведь можно было бы ожидать единства оценок всего пост-советского пространства – но Армения, Грузия, Азербайджан, а также Эстония – голосуют год от года весьма независимо от какого-либо кластера, а вот оценки географически далекого, не совсем пост-советского и совсем не славянско-имперского Израиля уже третий год похожи на оценки Польши, России, Украины, Беларуси, Молдовы и отчасти Латвии и Литвы. Не имеем ли мы здесь дело с генетической памятью удивительного музыкального феномена, который можно обобщенно назвать «местечковый фольклор», на основе которого и было воздвигнуто в ХХ веке гигантское здание советской эстрады такими великими композиторами, музыкантами и исполнителями как Виктор Белый, Исаак Шварц, Исаак и Максим Дунаевские, Матвей Блантер, Леонид Утесов, Марк Бернес, Эдди Рознер, Иосиф Кобзон и многими другими. Ну что же – если данная гипотеза выглядит убедительно – следовательно, замечательная по мелодичности композиция коллектива Петра Налича, будем надеяться, найдет отклик, с одной стороны, у миллионов пост-советских людей, воспитанных на стихах советских поэтов, положенных на разнообразные местечковые мелодии, а, с другой – у миллионов жителей «Югославского» блока, которые так любят голосовать за «своих» из соображений добрососедства – а ведь Налич правнук известного боснийского тенора, выступавшего до революции в Белграде. Таким образом, потенциальная поддержка Петра Налича в этом году может оказаться значительно сильнее, чем та, которую получил в прошлом году молодой скрипач с белорусской фамилией Рыбак, когда его поддержали «Скандинавский» и «Восточно-Славянско-Имперский» блоки. А раз так, то Петру остается только хорошо спеть.
Творческий коллектив консалтинговой компании "Дымшиц и партнеры"