Как я работал в консалтинговой фирме
|
Валентин Мурзаев, маркетолог-аналитик,
г.Пермь |
Всем известно, что консалтинг – это не просто консультирование. А консультирование, проводимое суперпрофессионалами за соответствующую сумму. И консалтинговые фирмы – это как раз сообщества таких суперпрофессионалов, которые с успехом решат любую проблему предприятия. Попасть в такое сообщество – что еще может пожелать любой специалист, желающий получить бурный профессиональный рост?
В определенный момент и я сказал себе: ХОЧУ РАБОТАТЬ В КОНСАЛТИНГОВОЙ ФИРМЕ! И вот, не прошло и недели, как такое предложение я нашел, прошел собеседование, тестирование и получил вердикт: принят!
Это вроде бы было уже невозможно, но эйфория по поводу трудоустройства усилилась в первый же день. В просторном евроофисе меня посадили за отдельный стол со всеми необходимыми условиями для успешного выполнения своих служебных обязанностей.
Итак, вперед, вслед за опытными и образованными наставниками, к вершинам профессионального мастерства!
-1-
…На третий день работы получаю ответственное задание. Доделать отчет по одному небольшому сегменту рынка. По сегменту страшно технологизированному, «би-ту-бишному», как сейчас любят говорить. На вопрос о сроках был получен ответ «вчера» (как потом выяснилось, стандартный в данной фирме).
И вот я смотрю текст, сработанный до меня. Как обычно, сначала идет общая часть – обзор рынка в целом. Потом – специальная: описание и результаты исследований. В конце – общие выводы. И поначалу совершенно не врубаюсь: предмет исследования изложен так, что мне мало что становится понятным даже после 3-х прочтений. Естественно, возник вопрос «что и откуда», стал искать список источников. Ан нет, написание библиографий – удел студентов и дилетантов, но уж никак не суперпрофессионалов!
Поскольку в файле с замечаниями руководства по тексту было использовано обращение «Маша», я тут же нашел работницу отдела с таким именем, но та отговорилась, что это было написано еще в те далекие времена, когда ее работы здесь и в проекте не было. После этого до меня дошло, что автор – никто иной, как наш зав Мария Сергеевна. Но ее как назло не было на месте.
И тут я вспомнил о существовании такой замечательной вещи, как Интернет. И почему-то поначалу взял сразу целый абзац, загнал его в поисковую строку «Яндекса» и – о чудо! – он в неизменном виде уже есть во всемирной Сети. «Неужели наше чудо коммерческой мысли уже где-то опубликовано?» – изумленно подумал я. Но найденная статья к нашей фирме никакого отношения не имела. Хотя и имела непосредственное отношение к предмету исследования. Еще несколько абзацев из найденной статьи тоже оказались знакомыми: они уже были в тексте нашего отчета в других местах.
Взял еще один неопознанный абзац из текста нашего отчета, и фокус повторился.
Через полчаса такого «сканирования» я нашел почти все источники сведений, и прояснилась общая картина. Были взяты 3 статьи на тему и разбросаны по разным местам (абзац – туда, абзац – сюда!). И таким образом было составлено процентов 80 текста первых двух глав. Оставшиеся 20% тоже были написаны в одном стиле; видать, соответствующую статью из всемирной паутинки изъяли где-то год назад, и в браузерах она не отображалась.
Вот уж воистину сказано: век живи – век у профессионалов (коим, несомненно, была и есть Мария Сергеевна) учись. И при этом все равно помрешь невеждой и дилетантом, глядя на мудрое начальство снизу вверх благоговейными глазами.
P.S. Как потом выяснилось, этот отчет уже к тому моменту кое-кому продали. Т.е. взяли предоплату, отослав первоначальный вариант (потом, собственно, в нашей замечательной фирме и спохватились, что отчет недоработан).
Вот как надо в нашем мире деньги делать!
-2-
Для того, чтобы успешно выжимать все, что можно, из своего персонала, необходимо четко представлять себе все возможности данного ресурса.
Если верить современным психологам, эти возможности безграничны.
Помните о том, что в сутках целых (!) 24 часа, а для сна достаточно, согласно мнению великого Наполеона, каких-то шести с половиной часов!
Так пусть все остальное время сотрудник посвящает работе и еще раз работе. Есть, спать, работать… Анонимные трудоголики всего города, объединяйтесь!
Распишите для сотрудников режим работы поминутно, заведите папку записей времени прихода и ухода,
каждое утро вручайте список заданий и проследите, чтобы все пункты были завизированы личной подписью сотрудника.
Было бы очень хорошо проконтролировать каждый его вздох…
Соотношение трудозатрат и прибыли не должно никого волновать. Главное - это идея.
Всегда опаздывайте на работу, но ругайте за опоздание сотрудников.
«Полезные советы» для руководителей. Из бездонных глубин Интернета
А теперь – о том, как в целом организована внутренняя работа отдела консалтингов. Для начала скажу, что… Не дай Бог рядовому сотруднику по пути на работу застрять где-нибудь в пробке и опоздать на работу на 21 минуту! То, что ты вчера задержался часа на 4 сверх времени, указанного в трудовом договоре – совершенно никого не волнует: будь добр напиши объяснительную по поводу опоздания на 30 минут (жаль, что не на час) и выслушай проповедь о необходимости железной трудовой дисциплины (с ключевым ласковым словом «не потерплю»)!
Если о работе в целом, то… Можно, конечно, расписать все мои взаимоотношения с сотрудниками и руководством подробно, по часам. Но можно все написать на двух страницах, потом ужать до пары абзацев, потом – выразить в паре предложений. Если, наконец, дойти до пары слов, то этими словесами будут: ПЛАНИРОВАНИЕ и ГЕРОИЗМ. Третьим будет СЕКРЕТНОСТЬ, но это отдельная тема: например, я так и не смог перекачать с телефона фотографии для одного из отчетов, т.к. вход для флешки был только у гендиректора, а он, ясно дело, человек очень солидный и никогда не опустится до всяких там производственных необходимостей рядовых сотрудников.
Итак. В первых числах каждого месяца каждый работник департамента отвлекается от дел насущных, делает умное лицо (вместо обычного счастливого) и прикидывает: а чем же он может быть полезен своему родному предприятию? Вы, наверно, уже подумали, что он примерно отдает себе отчет в своих силах и прописывает в плане все, что в состоянии выполнить (все-таки не первый месяц работает). Но вы ошибаетесь! Когда он доносит этот план до Ее высочества Марии Сергеевны – в очередной раз оказывается, что планирует он совершенно неправильно. Не говоря о том, что он неисправимый дилетант, он еще и неисправимый халявщик! И на глазах этого халявщика несколькими росчерками пера объем планируемой работы увеличивается в 2–3 раза.
И дальше начинается героизм. У мудрого руководства в планировании ошибок быть не может. Если что-то не выполняется вовремя – виноват только вечно нарушающий трудовую дисциплину (например, выделивший себе лишние 10 секунд в день на «подышать») работник и никто более. То, что могут возникнуть непредвиденные трудности (например, руководитель вовремя не нашел какую-то ошибку в отчете, а Вы уже по неправильным данным накатали кучу выводов) – не волнует совершенно никого. И расплата наступит неминуемо. Сначала – в виде постоянно мудро хмурящей брови начальницы и полупрозрачными указаниями на оба вышеупомянутых ваших качества (т.е. дилетантизм и любовь к халяве). Затем – и материально: от сделанного плана вычисляется процент от премии, которая в полном виде составляет большую часть от суммы, на которую, собственно, Вас и нанимали. И это будет неминуемо.
И вот, после того, как весь офис-центр расходится по домам, в нашем замечательном офисе еще несколько часов героически горит свет. Изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц. И все сотрудники в нем плодотворно работают со счастливыми и улыбающимися лицами.
Впрочем, таким (экстенсивным) способом все равно справиться с планом очень непросто. И тут на помощь приходят интенсивные методы – типа того, который описан в предыдущей главе.
Но и это еще не все. Во время моей работы было введено еще одно новшество: в бланки ежедневного плана была вставлена графа «процент выполнения». Которая, как было торжественно объявлено, «также будет учитываться при начислении заработной платы». Т.е., предположим, ты сделал сегодня план процентов на 70, а оставшиеся 30 перенес на следующий день. И если этот остаток переносится ежедневно в течение 2 недель, то можете представить, что происходит с ежедневным выполнением! И если ты даже в итоге героически подтянулся уложился в срок, суммирование ежедневных цифр даст примерно те же 70 процентов, а последствия… повторюсь: справедливые финансовые санкции в данном замечательнейшем месте – вещь еще более неминуемая, чем снег зимой.
P.S. На сайте фирмы сказано, что:
Департамент фирмы под названием «Управленческий Консалтинг» предлагает услуги в области общего управления, управления кадрами, организации производства, передачи функций и процессов на аутсорсинг. Данное направление занимается тем, что можно отнести к внутренней среде организации - это персонал, производство, организация управления. Заказчиками услуг могут выступать как предприятия, так и органы государственной власти.
Одним словом, даешь проникновение самых прогрессивных методов управления во все сферы нашей жизни!
-3-
Дизайнер - профессия лишняя. Любой человек может сверстать брошюру, нарисовать плакат, сделать сайт.
Столько придумали хороших шрифтов! Грех их не использовать. В идеале каждое слово можно написать своим шрифтом.
Оттуда же.
Стандартный подход к разработке фирменного стиля выглядит следующим образом. Нанимают дизайнера или обращаются в дизайнерскую студию, который составляет что-то типа альбома с образцами (его еще «брендбук» называют). Этот альбом – своеобразное руководство, где представлены все элементы фирменного стиля (фирменные цвета, шрифты, логотипы и т.д.), образцы документов (визитки, бланки и прочее) и зачастую даже говорится о том, как все это использовать.
Но, оказываются, так думают только неисправимые дилетанты. Типа меня. А гении управленческого консалтинга считают, что для их фирмы достаточно разработать логотип, а остальное – как сказано выше в эпиграфе, может сделать любой человек (к тому же абы кого в фирму не берут!).
…Через неделю после начала моей работы по офису с благоговением разносилась новость: фирменный стиль пришел! Сначала он предстал нашему вниманию в виде визитных карточек. Которые оказались суперкреативны. Логотип сдвинут влево так, чтобы часть первой буква неизбежно обрезалась после печати в типографии, а справа – понятное дело, большое поле. Два шрифта в самых разных начертаниях, один из них – угадайте? – Правильно, Arial!
Через пару дней нам на компы были закинуты бланки в качестве «образца электронного письма». Как и положено, с шапкой примерно на четверть страницы. Слева – логотип, справа – реквизиты (адреса и прочая контактная инфа). И тоже с использованием двух шрифтов. Один из них угадаете? – Правильно, Times New Roman!
И когда мне высочайше приказали на этом бланке сделать аналитическую записку, я, видать из-за своей природной зловредности, в неизменном виде оставил только первую страницу (и то засомневался, ведь сказано же: это электронное письмо!). А для остальных страничек взял логотип, ужал и разместил на верхнем колонтитуле. В таком виде аналитическая записка легла Марии Сергеевне на стол для окончательной проверки.
Звонкий удар бумаги по столу вывел меня из обычного полутрансового состояния, в котором я делал следующее задание. Обернувшись, увидел строгий взгляд Марии Сергеевны: «Говорю в первый и последний раз, что информацию, представленную не на фирменном бланке, я проверять не буду!»
В очередной раз поблагодарив судьбу за мудрое наставничество, я тут же переделал аналитическую записку. В таком виде она и пошла заказчику. На каждой странице – колонтитул почти на четверть листа. Со всеми реквизитами предприятия, кроме разве что ИНН и номеров банковских счетов. Наверное, чтобы благодарный заказчик их побыстрее вызубрил и звонил к нам даже в тех случаях, когда несведущие люди набирают «01» или «02».
P.S. В числе услуг, предлагаемых фирмой на сайте, значатся следующие:
- Создание торговых марок с целью формирования долгосрочного предпочтения к ним;
- Обновление сетевого бренда, ребрендинг - внесение корректив в позиционирование сетевого бренда, имя, визуальные составляющие, стратегию продвижения сетевого бренда
Да, лучший сапожник должен носить лучшие сапоги!
-4-
Ваши любимым девизом должен стать «незаменимых нет!!!».
Постоянно повторяйте, что на улице толпы людей,
желающих найти работу. Не стесняйтесь увольнять.
Если кто-то не признает,
То, что ты господь и идол,
Дай ему понять, что кто-то
В вашем коллективе лишний.
И опять оттуда же.
…И вот я несу Марии Сергеевне второй вариант статьи по теме отчета, про который я писал в начале статьи. Поскольку предыдущий вариант был ею принят без вопросов и отправлен назад на доработку только генеральным (который непонятно какого черта вмешался, как будто Марию Сергеевну царем и богом не назначал! – Впрочем, потом до меня дошло: все-таки в конце концов все выходящие из статьи подписываются его именем и только им, независимо от того, кто писал текст. Тут уж поневоле приходится опускаться до простого просмотра. Хотя, как я слышал, бывает начальство, не делающее даже этого).
Бегло просмотрев текст по диагонали, мудрая руководительница тут же говорит: нужно сюда внести такие-то, такие-то и такие-то выводы, сделанные в отчете. «Где сделаны?» - неловко вырвалось у меня. Открываем отчет и выясняется, что… Мария Сергеевна просматривает переработанный текст в первый раз (хотя приняла его еще две недели назад. А я-то думал, что работа новых сотрудников изучается с пристальным вниманием. Даже что-то про так называемую «адаптацию» слышал)! И, ясен результат – необходимо дорабатывать не только статью, но и исходный отчет.
В результате всего этого, задержка в выполнении моего индивидуального плана стала составлять уже примерно 2,74 дня. Но пустяк, неизбежность справедливой финансовой расплаты почему-то вызвала у меня – видать, неисправимого лентяя! – не прилив энтузазизма, а огромное желание все-таки не становиться суперпрофессионалом и героем капиталистического труда. И на следующее утро мое заявление об уходе было уже на столе Марии Сергеевне.
Я шел по улице, и надо мной светило яркое солнце, которое не выглядывало из-за туч недели две. Дойдя до очередного перекрестка, я остановился как вкопанный: неожиданно пустили транспорт по улице, на которой все лето ремонтировали дорожное покрытие – и она была непривычно оживлена.
Вокруг била ключом настоящая жизнь; все говорило о том, что с настоящими суперпрофессионалами мне не по пути.