|
Генеральный директор
компании «Дар-Экспо»
Александр Меньшиков
www.maxibit.ru |
Выставки. Экспомаркетинг. Новые веяния.
Мировые тенденции. Российские реалии.
Introduction. Рабочий и колхозница.
Как известно, выставки - это не только мощные эмоционально окрашенные события, на которые стекается масса посетителей. И что особенно важно, на них всегда наличествует ядро вашей целевой аудитории, если, конечно, вы правильно спозиционировали себя внутри выставки, и не ошиблись в ее выборе. На выставках, как правило, присутствует тот уникальный, априорный положительно - позитивный настрой, за который иной промоутер и BTL-щик что называется, «мать родную продаст…»
Но не все в выставочном сегменте так сладко, есть и серьезные проблемные моменты.
-Большая сложность и громоздкость всех предварительных работ, их большие объемы. Причем это нужно часто осуществлять в сжатые сроки.
-Значительный бюджет, не позволяющий средним и небольшим компаниям участвовать в выставке с полной отдачей, - а для них это, пожалуй, единственный шанс широко заявить о своем новом продукте или услугах.
· Зачастую в рамках выставки ввиду несочетаемости форматов невозможно применять традиционные рекламоносители. Например, использование рекламных баннеров для наружки, напечатанных с разрешением 150-180 dpi, может только вас скомпрометировать.
· Еще один минус - привлечение самых разномастных ресурсов до и во время выставки тоже представляет серьезные проблемы для экспонента. Ну как, например, объяснить шоу - исполнительницам, что нельзя сносить во время антрэ-выхода своими ногами стойки с мониторами и ценные экспонаты (J).
· Почти повсеместно выставки не совпадают с внутренним циклом жизнедеятельности компании, который в свою очередь определяется только в рамках тесного взаимодействия с рынком.
· Вовсе не аксиома и тот факт, что ваша компания будет представлена здесь потенциальному клиенту только с лучшей стороны, адекватно имиджу вашего бренда и в полном объеме.
Таковые имманентные проблемы преследовали выставочный бизнес с момента его зарождения, они терзают рынок экспомаркетинга и сегодня и никуда не денутся завтра. Эти проблемы имеют место бытовать везде - от «Москвы до самых до окраин». «Благополучно» с ними борются и за океаном, и в Европе.
Во благо России, слава богу, сегодня существуют те некоторые положительные тенденции, которые позволяют утверждать и надеяться, что именно у нас динамика этого рынка сейчас одна из самых высоких в мире, причем этот рост будет только увеличиваться, соперничая, пожалуй, только с «баррелем».
Во-первых, существует хорошая историческая традиция, закрепленная на ментальном уровне. Начиная с Макарьевской, а затем и Нижегородской ярмарок, общественных, промышленных выставок эпохи раннего капитализма в России, - у нас сформировалась уникальная общественная потребность: с одной стороны устраивать выставки, - с другой, их активно посещать.
Панорама ярмарки. Нижегородская ярмарка.
Китайские ряды. Нижегородская ярмарка.
Общий вид центрального корпуса Нижегородской ярмарки.
Участие в международных выставках России – СССР – России, тоже всегда было весьма заметным. Взять хотя бы Парижскую всемирную выставку 1937 года с ее символом, советской скульптурой «Рабочий и Колхозница» скульптора Мухиной, изготовленной из лучшей по тому времени авиационной стали. Посредством этой символической пары Сталин демонстрировал миру безусловный технологический прорыв, растущую военную и индустриальную мощь СССР. Или Брюссельская выставка, где экспонатом № 1 был первый советский искусственный спутник земли, запущенный в октябре 1957 года.
Во-вторых, Россия, благодаря своему географическому положению, всегда имела исключительную возможность получать огромную выгоду, находясь на пересечении путей между Западом и Востоком. Во времена Нижегородской выставки, где ежедневное количество участников и посетителей доходило до 400 000 человек, здесь определялась мировая цена «золотого» пуда зерна. Именно она была точкой отчета тогдашней экономики и играла ту роль, которую сегодня играет цена на нефть.
Сегодня эта тема не менее актуальна, геополитическое положение России дает те же самые экономико-социальные возможности для организации целой системы выставочных программ, направленных на более глубокую интеграцию с глобальной мировой экономической системой. Использование наших выставочных площадок для представления как Востока, так и Запада сулит России высокие дивиденды в будущем. Кроме того, необходимо постоянно наращивать объемы представления и продвижения своих собственных российских товаров и услуг.
В-третьих. Сегодняшняя макроэкономическая ситуация крайне благоприятна и благоволит России. Высокие цены на углеводороды на мировом рынке, устойчивый рост экономики страны, бурное развитие регионов, - все это приводит к запуску и продвижению на рынок все новых и новых товаров, услуг и брендов. Появление свежих торговых марок идет не мене интенсивно, чем ребрендинг существующих. Все эти проявления невозможно игнорировать! В этом контексте участие в выставках является важнейшим аргументом в конкурентной борьбе. Повсюду идет интенсивный рост новых выставочных площадей. В Москве реконструируются старые выставочные площадки, появляются и сходу начинают активно работать новые, такие как «КРОКУС». В регионах возвращаются под выставки помещения, когда-то отданные под разного рода рынки, идет строительство новых современных выставочных комплексов, как, например, в Краснодаре, Казани, Кемерово. В Екатеринбурге под эгидой правительства Уральского федерального округа разработана, принята и реализовывается специальная комплексная программа по развитию выставочного сегмента экономики.
Новые выставочные проекты реализуются теперь в комплексе с учетом всех элементов современных экспотехнологий, начиная с формирования логистики самого процесса, проектирования и строительства комплекса коммуникаций и павильонов со всем техническим обеспечением, и, заканчивая, федеральными программами по подготовке специалистов для выставочного бизнеса (стендистов, менеджеров, логистов, персонала по обслуживанию выставочных комплексов). Значительно обогатилась за последние годы и сама выставочная палитра, - почти на половину изменился шорт-лист наименований, появилось множество совершенно новых выставочных проектов, например:
· Московская Международная выставка недвижимости
· Молл
· Кредит-Экспо
· Мотор парк
· Океан
· Interbass и др.
Международный выставочный комплекс Крокус Экспо.
Интернет и выставки. Не стал великий немой могильщиком театра.
Особенно активно инновационные процессы идут в рамках модернизации и внедрения новых технологий. Это и использование новых материалов цифровой и широкоформатной печати, плазменных панелей, проекционного оборудования и IT – систем.
Отдельно остановимся на взаимоотношениях технологий интернета и экспомаркетинга. Безусловно, интернет представляет большие дополнительные возможности для выставочного бизнеса, например, виртуального участия в выставках, и это объективно будет только способствовать увеличению количества выставочных мероприятий и повышению их качества. Что же касается будирующихся слухов о «свертывании сегмента выставок под воздействием Интернета», - не верьте! Не стал, несмотря на пророчества, «Великий немой» могильщиком театра, а TV не угробило и не угробит в будущем кинопрокат.
И в нашей стране в ближайшее время будут расти, и активно – самые разные выставочные площади, будут организовываться новые выставки и постоянно увеличиваться количество экспонентов.
Побег из тюрем выставочных залов. Всеобщая мобильность.
Технологии экспомаркетинга получили за последние несколько десятков лет самый мощный толчок за всю свою историю. Отправной точкой этого стали безусловно portables технологии или, по-другому, технологии мобильных стендов.
Началом этой истории послужили два факта: в 1974 году американской компанией Nomadic был представлен первый стенд зонтичного типа, или Pop-up, а в 1978 году изобретатель из Швеции Эрик Алберг продемонстрировал рамочную конструкцию Original 8, заложившую фундамент еще одного нового класса стендов, так называемых Foldables.
Эрик Алберг 1978
Идея возникла в 1975 году, когда будущий основатель Maxibit взял лист белой бумаги формата А4, наглядно демонстрировавший поверхность стенда, и затем сложил его до удобного для переноски размера, - так родилась идея складного стенда, изображение для которого состоит из нескольких частей, образующих вместе одно целостное изображение. Развитие идеи повлекло за собой получение каскада прорывных патентов и привело к успеху, который сопутствует этому продукту уже более 30 лет.
Схема сборки первого в мире рамочного стенда Original8 от Maxibit.
Не менее интересна и маркетинговая подоплека идеи технологий мобильных стендов.
Эта идея и сейчас, даже спустя годы, кажется оглушающей.
Ваша экспозиция не должна определяться лишь только жесткими схемами и условиями, которые диктуют устроители и владельцы выставочных залов .
Этим новаторским подходом Эрик Алберг впервые спозиционировал суть новых технологий, которые совершили прорыв и в корне изменили саму среду экспомаркетинга. Ситуация на рынке требовала новых, более изощренных подходов в выставочном бизнесе, более тесной интеграции с множеством рекламоносителей, безукоризненной согласованности действий и кардинального улучшения качества самих экспозиций в рамках выставок. Задача ставилась так: «необходимо осуществлять само выставочное мероприятие, как яркое запоминающееся событие, которое в полной мере отвечало бы интересам и производителей и потребителей». Концептуально эти подходы дали возможность свободно встречаться и продавцу и покупателю, общаться и совершать сделки независимо от места и времени буквально в любой точке пространства. Эта инновационная идея изменила во многом саму суть маркетинга, дала возможность максимально быстро выводить на рынок продукт, встречаться лицом к лицу с клиентом, и сделать таковые встречи максимально продуктивными, где бы они не происходили.
Экспозиция на основе конструкций Original8.
Парус - доминанта экспозиции Мурманской области.
Используется для выездных мероприятий любого масштаба и назначения.
Face-to-face маркетинг.
Сегодня, если вы хотите осуществить эффективный запуск продукта с помощью этих технологий, вы всегда сможете это сделать на своих «эксклюзивных», так сказать, условиях. По сути, Албергом была разработана новая уникальная маркетинговая технология, положившая начало целой индустрии и навсегда изменившей выставочный мир. Стало возможным почти мгновенно развернуть, а потом свернуть экспозицию до размеров удобной для транспортировки ручной клади. С этого времени сама выставочная экспозиция стала действительно портативной: ее можно легко доставить на любое мероприятие и установить за считанные минуты в любом месте. Эта новаторская идея, по выражению одного из гуру современного маркетинга, дала главный толчок экспонентам «к побегу из тюрем выставочных залов».
Это стало точкой отсчета новой эпохи экспомаркетинга, когда стало возможным проводить презентации в любом месте, в любой точке, где есть вероятность встретиться с потенциальным клиентом!
Stage. Новые технологии. Что дальше?
Здесь, уважаемый читатель должна была быть вторая часть статьи, и она будет размещена на Составе по горячим следам ваших замечаний и комментариев.