Эксперты рекламного рынка выбрали главные события 20-летия
Рекламную индустрию потрясли кризисы
Юбилей ММФР - это еще и повод подвести некие исторические итоги. За последние двадцать лет произошло множество знаковых событий, прямо или косвенно повлиявших на становление рекламной индустрии в России. Редакция Sostav.ru решила выяснить, какие именно из отобранных событий наши эксперты считают наиболее важными.
В списке, представленном на суд экспертов, присутствовали не только события, напрямую касающиеся рекламного бизнеса, но и важнейшие политические, экономические и общественные потрясения вроде дефолта 1998 года и убийства Влада Листьева, появление на политической арене Владимира Путина и краха "МММ".
Почему? Потому что, они глубоко затронули каждого россиянина, изменили мировосприятие обывателя, условия развития бизнеса в нашей стране, и тем самым оказали глубокое влияние на всю картину рекламного мира, которая сложилась за два десятка лет.
Более ста экспертов, принявших участие в голосовании, подтвердили нашу концепцию. Полученные результаты показали, что именно общеполитические и экономические события заняли три верхних строчки шорт-листа важнейших событий 1990-2010 годов.
Первое место: Дефолт 1998 года
|
Иллюстрация с сайта finamlight.ru |
Важнейшим событием, повлиявшим на развитие рекламной индустрии, экспертный совет назвал экономический кризис 1998 года (94 балла). Рухнувший под тяжестью огромного внешнего долга, ГКО, низкой ликвидности и прочих негативных факторов колосс на глиняных ногах, которым на тот момент являлась российская экономика, погреб под своими обломками огромное количество финансовых институтов и подорвал доверие иностранных инвесторов.
Однако наши эксперты отмечают, что положительная роль кризиса в итоге перевесила негатив. "Дефолт способствовал оздоровлению российской экономики и, безусловно, сыграл позитивную роль", - отмечает директор по маркетингу и коммуникациям Synovate Russia Мария Вакатова.
И действительно, девальвация рубля привела к значительному усилению внутреннего производства и экспорта российских товаров, что дало возможность отечественным компаниям развивать собственное производство, создавать сильнейшие бренды и выводить их на рынок. Дефолт стал мощным толчком в развитии отечественной экономики, что помогло встать на ноги и рекламной индустрии.
Второе место: Борис Ельцин уходит в отставку (31 декабря 1999 года)
С именем первого президента России связано многое, а для людей бизнеса особенно: без выбранного им курса развития не было бы свободного рынка, международной экономической интеграции, не было бы всего того, что сформировало почву для развития многих отраслей российской экономики, в том числе и рекламы.
С другой стороны, именно с появлением Бориса Ельцина связывают развитие политического PR - всем памятны кампании по референдуму 1993 года (знаменитая формула "Да Да Нет Да"), выборы 1996 года ("Голосуй или проиграешь!", танцы на сцене с певцом Осиным, игра на ложках), рассвет "грязных" политтехнологий в СМИ в конце 90-х. И даже его уход в отставку под Новый год на стыке двух веков называют блестящей продуманной PR-акцией. "Супер-просчитанный ход", - считает начальник отдела рекламы и PR "Алкогольной сибирской группы" Вадим Березиков, с которым согласны многие эксперты, отдавшие этому событию 89 баллов.
Третье место: Всемирный экономический кризис 2009 года
|
Третьим по значению эксперты назвали мировой финансовый кризис, поразивший в конце первого десятилетия двадцать первого века практически все экономики мира (и развитые, и не очень). Негативное влияние финансового коллапса и последовавшей за ним рецессии мир ощущает и спустя два года после его начала. Вслед за крахом налаженной кредитной системы последовало катастрофическое повсеместное снижение объемов производства, и, что особенно неприятно для России, снижение цен на энергоносители.
Для российской экономики (и рекламный рынок тут не стал исключением) кризис обернулся жесточайшим падением спроса, финансовым голоданием, массовыми увольнениями сотрудников, для многих компаний - банкротством. Очень многие игроки российского рекламного рынка оказались на грани вымирания, однако и в этом есть позитив, считают наши эксперты - выжили сильнейшие, что позволило рынку оздоровиться.
Что же еще выделили наши эксперты? Открытие первого ресторана быстрого питания McDonalds в Москве в 1990 году - безусловно, это один из ярких символов начала новой эры нарождающегося капитализма в пока еще СССР. Ребрендинг "Билайна" - одна их самых грамотных и плодотворных маркетинговых акций во всем постсоветском пространстве. Рухнувшая пирамида "МММ", чей успех во многом связан с заманчивой рекламной серией про Леню Голубкова, научила непуганых доселе россиян, что и телевизор может лгать. Убийство создателя первого общественного телевидения в России Влада Листьева дало отмашку переделу медийного пространства в стране. Запрет на демонстрацию людей в рекламе пива ознаменовал собой начало новой более цивилизованной маркетинговой политики в отношении потенциально опасных продуктов. С открытием московского представительства BBDO многие связывают начало интеграции российского рекламного рынка в мировой.