Истинные мотивы получения MBA… или зачем тратить столько денег и
времени?
Если MBA получают, значит это зачем-то нужно... А действительно, зачем? Ответ
на этот вопрос, отчасти, безусловно, лежит в плоскости знаний. Но думаю, вы со
мной согласитесь, если я скажу, что люди получают MBA из-за карьерных
устремлений, а именно в тот момент, когда определенные профессиональные высоты
уже достигнуты, а здоровые амбиции заставляют дерзко претендовать на большее.
Успешная, динамичная, стремительная карьера в бизнесе, который любишь и
которому хочешь посвятить свою профессиональную жизнь, карьера, приносящая
моральное удовлетворение и материальное благополучие - вот драйвер для сотен
тысяч поступающих на MBA ежегодно.
А следовательно, выбор школы, программы, страны и даже континента при ответе
на простой вопрос "Где получить MBA?" - это вопрос карьеры. И в этом репортаже -
некоторые мои соображения на этот счет, а также информация о том, как с этим
обстоит в BI.
Для большинства MBA-абитуриентов выбор школы во многом определяется теми
карьерными возможностями школы и ее стратегическим местоположением на карте
земного шара. Так, если вы намереваетесь получить MBA в США, то и работу вы
легче найдете в Штатах. Если в качестве alma mater вы выберете одну из
европейских школ, ваши шансы на получение супер предложения в Европе гораздо
выше, чем шансы на нечто подобное в Америке. Логика проста: во время обучения вы
не только зубрите формулы по финансам или микроэкономике, не только решаете
стандартные кейсы, но вы еще неизбежно изучаете бизнес культуру страны, в
которой живете, местное законодательство, налоговую систему, а также
обзаводитесь многочисленными связями в местной деловой среде. А это, выражаясь
бизнес-языком, дает вам несомненное конкурентное преимущество на рынке труда.
И если вы рассматриваете возможность получения MBA как способ найти работу за
рубежом и переместиться туда на ПМЖ или ВМЖ (временное место жительства) :-) ,
то вам следует хорошо обдумать следующие моменты.
Работа и иностранные языки
Мир, как известно, говорит на разных языках. Если вы говорите только
по-английски, то вам открыта дорога во все англо-говорящие страны: США,
Великобританию, Австралию, Канаду и т.д. Если же в этом списке страны вашей
мечты нет и вы хотели бы попытать счастья, скажем, во Франции, то при поиске
работы, вы, вероятнее всего, сталкнетесь с обязательным требованием говорить на
французском языке, даже если вы получили MBA в одной из французских школ и
программа велась на английском.
Так, например, MBA в BI School of Management - международная программа, все
обучение идет на английском. Но если вы заинтересованы найти работу в Норвегии,
без норвежского - никуда! И хотя практически 100% населения Норвегии свободно
говорит по-английски, все компании работают здесь на норвежском. Аналогичная
ситуация во всех прочих европейских странах: Испании, Франции, Германии,
Голландии, Дании и т.д. Так что думайте сами, решайте сами: учить или не
учить…. :-)
Если с языком все в порядке и вы вполне конкурентоспособны на местном рынке
труда, встает ругой вопрос: а какие возможности предлагает рынок труда той или
иной страны для обладателей дипломов MBA?
И в этом отношении Норвегия - неплохой вариант - пережив экономический спад
2000 - 2001 годов, знаменитый массовыми сокращениями, местный рынок труда теперь
неуклонно растет, предлагая большие возможности для MBA выпускников в
промышленной сфере - главным образом в газовой, нефтяной, алюминиевой и пищевой
отраслях и в консалтинге.
BI School of Management и карьера
BI School of Management, как я уже упоминала, школа номер один в Скандинавии.
Сказать в Норвегии, что вы окончили в BI, означает то же самое, что сказать в
России, что вы окончили МГИМО. Престиж школы, естественно, дает вам
дополнительное преимущество на рынке труда. В этом есть большая заслуга самой
школы, которая не только предоставляет лучшее в стране образование, но также и
серьезно занимается вопросом трудоустройства выпускников.
Среди мероприятий, нацеленных на развитие дальнейшей карьеры студентов,
проводимых в BI, особо следует отметить несколько.
Дни карьеры в BI
Дни карьеры - регулярные мероприятия проводимые на территории BI, в которых
принимают участие десятки компаний одновременно. Вы можете посетить стенд
компании, которая вас интересует, поговорить с HR-директором, получить в подарок
сувенир и красивый корпоративный буклет. Прелесть таких мероприятий в том, что
вы можете пообщаться со всеми компаниями в течение одного дня, установить личный
контакт с нужными людьми и сделать свой выбор.
Так, на последнем дне карьеры среди прочих присутствовали такие компании:
A.T. Kearney AS |
NORAUDIT |
ABB |
Nordea |
AS Norske Shell |
Norges Bank |
BCG |
Norsk Hydro |
Bearingpoint |
PA Consulting Group |
CapGemini E&Y |
Procter & Gamble |
Deloitte |
PWC |
Ernst&Young |
Ringnes AS |
Geelmuyden.Kiese AS |
Siemens AS |
KPMG |
Statkraft |
L'Oreal |
Statoil ASA |
Manpower |
Telenor |
McKinsey&Co |
|
Забавный момент - вышеперечисленные компании явно соперничали между собой за
нынешних студентов - завтрашних профессионалов, любыми способами зазывая
посетителей на свои стенды. В качестве "приманки" практически все компании
предлагали студентам ту или иную еду: Шелл угощал корпоративными шоколадками,
крупнейшая телекоммуникационная компании Скандинавии - Telenor, владеющая,
кстати сказать, 29% акций Вымпелкома, вербовала студентов при помощи ароматных
кексов. А Deloitte предлагал кофе в своих корпоративных кружках :-) "Студент
всегда голодный!" - такой стереотип, как оказалось, интернациональный! А если
серьезно, то столь маленькая деталь говорит о многом: спрос на образованных
бизнесменов есть, и это не может не радовать!
Другой способ продвижения студентов навстречу своему счастью, а именно,
компетентным и щедрым работодателям - это издание CV-книг. CV-книги издаются
ежегодно и объединяют резюме студентов определенной программы текущего года.
Примерно в середине программы, то есть в декабре - январе эти книги рассылаются
представителям целевой аудитории, а именно HR-директорам тысяч компаний самого
различного профиля и хэдхантерам. География рассылки такова: Норвегия, страны
Скандинавии, Великобритания (Лондон).
Всем этим в BI занимается специальная служба Career Service. Сотрудники этой
же службы проводят с каждым студентом MBA индивидуальный сareer mapping -
карьерный мэппинг, в течение которого вам задают многочисленные вопросы, цель
которых понять, чего вы хотите от этой жизни и как вам помочь этого достичь.
Когда с этим все ясно, вам помогут связаться с нужными компаниями, нужными
людьми, а также подготовить пакет документов - резюме, cover letter, референции,
транскрипты с оценками.
Выпускники и карьера
MBA ценится еще одним уникальным качеством, а именно возможностью стать
членом закрытого тайного общества - Alumni Society - братства выпускников, в
котором как нигде актуален принцип "Мы с тобой одной крови!". Не удивительно,
что, пройдя через сотни испытаний: "cold calls", strategy projects, решение
неподъемных кейсов, сдачу многочисленных тестов и экзаменов в режиме вечных
дедлайнов, люди становятся другими: говорят на своем MBA языке, смотрят на мир
новыми MBA глазами и достигают новые MBA высоты. Все это объединяет.
Взаимоотношения между "своими" отличаются духом взаимной поддержки и помощи,
представляя собой один из самых мощных инструментов в развитии профессиональной
карьеры для любого, кто стал "своим". Ключ к успеху здесь один: networking, что
в переводе означает общение и завязывание связей.
И здесь BI School of Management тоже принимает участие, организуя встречи
выпускников и создавая идеальную среду для networking. Первым таким
событием, в котором принял участие наш класс был светский раут - BI MBA Alumni
Wine Testing - дегустация вин.
Вино, разумеется, было только предлогом собраться вместе и познакомиться :-)
Следуя принципу "Нужно чаще встречаться" в следующий раз мы встретились на BI
MBA Alumni Dinner - ежегодном гала-ужине выпускников.
Среди менее пафосных мероприятий для networking - Деловые завтраки
выпускников BI MBA, проводимые каждый месяц в одном из лучших отелей Осло.
Регулярные встречи и неформальное общение способствует установлению личных
контактов, которые со временем выливаются в ту самую дружбу выпускников, которой
так знамениты бизнес-школы, что очень и очень способствует развитию карьеры
студентов и выпускников MBA.
В качестве резюме скажу, что, безусловно, дальнейшая карьера любого, кто
поступает на MBA, зависит от самого студента. Бизнес-школа создает условия,
жизнь предоставляет возможности, а в остальном: "…думайте сами, решайте сами,
иметь или не иметь"! :-)
|