|
Выпуск 6. Разговор с Андреем Сечиным
Следующий рассказ, в продолжение разговора "наши за рубежом" - об Андрее Сечине. Андрей, по-настоящему легендарен. Его не многие знают в лицо, на него не ссылаются Интернет - порталы, его не увидишь на светских тусовках. Однако о том, что он делает, знают многие в Москве и за ее пределами.
На Сечина ссылаются как на авторитета в упаковке.
"Я достиг планки, установленной российским рынком, и дальше можно было бы идти вдоль нее, но это была как бы последняя ступенька в лестнице дизайна. Однако я чувствовал, что много еще могу сделать.
В Штатах последняя ступенька так высоко, что к ней можно стремиться всю жизнь".
Андрей Сечин.
Дорога за океан.
Была такая организация, она и сейчас есть, "Союз дизайнеров CCCP". Андрей Сечин туда вступил, может быть, во втором десятке людей. И была такая выставка, которая называлась "Первый советско-американский дизайн-форум". Там были все: Чайка, Серов, Назаров, то есть все, кого сейчас считают монстрами дизайна. И Андрей там выставлял свои работы. К нему подошел президент фирмы Source Inc, к тому времени он был президентом Aмериканской ассоциации дизайнеров упаковки, и спросил, не хочет ли он поучиться дизайну в Америке. Для Андрея это было несколько странно, ведь к тому времени он уже семь лет работал в упаковке. Но все же он отправился в Штаты на девять месяцев, как интерн. И когда Андрей поработал в Америке, то понял, что в России упаковки (в ее западном понимании) просто нет.
Как работают в Америке.
Если бы Сечин сейчас вернулся в Россию, то смог бы построить империю упаковочного дизайна, потому что знания об упаковке там, в Штатах, опережают то, что делают здесь, в России. В Америке производитель никогда не останавливается. Как только упаковка вышла на рынок, он уже начинает думать, что года через два-три ее надо будет менять. И вот одна из задач дизайнера - прогнозировать рынок так, чтобы упаковка была актуальна к тому времени, когда она выйдет на рынок, и работала по меньшей мере три-четыре года.
Когда начинается работа над проектом, первое, что команда Source Inc, в которую успешно влился Андрей, старается сделать - это получить максимальный культурологический бэкграунд. Например, первое приближенное представление о России - это водка, селедка, медведи на улицах... Мужики в косоворотках и бабы в сарафанах. Можно сказать, мультипликационное. Американское агентство копает вглубь и выясняется, что в России есть Достоевский, Лев Толстой, Чайковский, у нас, оказывается, есть Растрелли. И вот так постепенно собирается культурный уровень. Кроме того, заказывается разная периодика - интернациональные журналы, вроде "Гео" и местные - "7 дней" и прочие. Покупаются книги, предпринимаются попытки увидеть, что в культуре данной страны может привлечь покупателей, но никогда не ориентируясь на дешевый уровень. Tот же процесс используется в работе с бельгийскими или аргентинскими заказчиками.
Любые входящие документы попадают на стол к аналитикам, которые должны проанализировать даже не заказ, а потенциальную возможность работы с данным клиентом. "Мы не берем всю ту работу, которую нам предлагают. Мы работаем с крупными клиентами, которые обладают достаточной финансовой свободой для оплаты наших услуг, работа с которыми прибавит нашему имени весомость. Например, приходит какой-то производитель и говорит: "Вот у меня есть сосиски, и я вам заплачу миллион, но продаю я их в одном-единственном магазине, и никто обо мне не знает, кроме двух клиентов". Вряд ли мы возьмемся за эту работу. Скорее предпочтем работать с клиентом за меньшие деньги, но чтобы марка была известна во всем мире", - рассказывает Андрей Сечин.
В первую очередь задача двух вице-президентов состоит в том, чтобы оценить клиента с точки зрения не финансовой, а именно маркетинговой. Потом информация о клиенте попадает в два отдела. Это финансовый отдел и отдел планирования.
О деньгах.
Работа в Америке строится не так, как в России, когда приходит клиент и вы договариваетесь заранее о цене проекта. Вы условливаетесь на трех тысячах, после чего рвете на себе волосы, потому что потратили на этот проект гораздо больше времени. В Штатах все основывается на почасовой оплате. Андрей Сечин: "Приходит клиент и говорит, что ему необходимо сделать двадцать упаковок. Мы отвечаем: "Замечательно. Двадцать упаковок займут у нас, условно говоря, 100 часов. В эти 100 часов входят работы по презентации - это время вице-президента, обсуждение всех финансовых вопросов - это время бугалтера, время дизайн-директора - это мое время. Затем идут дизайнеры, которые будут делать работу по моим указаниям, и продакшн-люди, которые будут делать пруфы на все. Каждая из этих позиций имеет разную стоимость. Поэтому мы должны все суммировать и сказать: "Хорошо, 100 часов нашей работы оценены в 300 тысяч. Плюс, если вы будете вносить свои поправки, за это будет выставляться дополнительный счет". Обычно мы показываем 4-5 вариантов, все разные. После этого клиент говорит: "Мне понравились варианты номер один и три. Можете ли вы их, грубо говоря, скрестить?" Без вопросов, можем - это будет этап номер два. Мы делаем 1 или 2 варианта на базе того, что клиент выбрал, и затем расширяем до 10 или 15 упаковок. Когда клиент их утверждает, все упаковки раскатываются до 20, 30, 40, 50 - целой серии. Все снова утверждается клиентом, и мы передаем проект в отдел продакшн. Там делают уже чертежи, крой, проверяют, чтобы все цвета были там, где надо. В итоге клиенту мы выдаем дизайн на диске, готовый для печати. Поэтому на первом этапе мы всегда требуем технические данные, чтобы потом не получилось, что мы делали спичечный коробок по размеру, а оказалось, что это коробка от телевизора."
Американцы привыкли считать деньги, поэтому все всегда документируется. Показали работу клиенту - он обязан в письменной форме сказать, что ему нравится, а что нет. Затем этот документ ложится на столы всех, кто занимается проектом. Заказ не переходит из рук в руки. Андрей: "У нас нет такого, что сегодня этим занимается один человек, а завтра другой, от начала и до конца работает одна команда. Кто-то себя лучше чувствует в косметике, кто-то - в бытовой технике, кто-то себя хорошо ощущает в упаковке всяких пирожков, конфет, йогуртов, чаев и прочее. И когда работа попадает к нам, мы смотрим, есть ли у нас человек, который может взять заказ на себя. Нет, все заняты, - значит, освободим Андрея от проекта, который можно спустить на уровень ниже, чтобы мне дать время для стратегического мышления."
Обычный день великого человека.
"Обычный день начинается с прихода в офис. Мы начинаем работать в 9 часов и в 17 часов заканчиваем. После пяти часов вечера ты можешь спокойно выключить компьютер и уйти, если у тебя нет горящего проекта. Первым делом проверяется вся пришедшая за ночь информация. Делается лист того, что ты должен сделать в течение рабочего дня. Все четко расписано, иногда даже нет времени на ланч. Время спрессовано так, что все выходят купить сэндвичи, хот-доги и картошку - и тут же назад на рабочее место. Люди работают просто, что называется, до плоской задницы. Никаких тусовок, перекуров. Творческий процесс - это когда ты сидишь не за компьютером, а просматриваешь нужную книгу для эскизов, делаешь наброски. За компьютер садишься только тогда, когда у тебя есть четко сформулированная в карандаше идея, в размере, на кальке. С 9 до 17 я в офисе, за исключением тех случаев, если это митинг, презентации, съемки или какие-нибудь исследования". Вечером Андрей падает без ног и рук на диван и говорит: "Да гори все синим пламенем, зачем я сюда приехал!" Чтобы утром начать все сначала. "На самом деле здесь очень не интересно вечером. Никто никуда не выходит, за исключением weekend. Пятница - это скорее барный день, а в субботу ты можешь пойти куда-нибудь пообедать в ресторан. Ты можешь походить по музеям и галереям, ночью зайти в тот же бар, потому что у тебя есть воскресенье, когда можно выспаться. На следующий день утром поспать, привести свои дела в порядок, вечером пораньше лечь, потому что в понедельник на работу. Такая не особенно интересная жизнь."
Полная версия интервью с Андреем Сечиным в журнале [kAk) N 23-24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|