Выпуск 2. Мастер саг – Стефан Загмайcтер
Первый выпуск “[кАк) дизайн” о первых людях этого бизнеса.
Хотя в данном случае надо сказать — искусства. Искусства настоящего, обильного.
Мировая известность, гений коммерческого графического
экперимента Стефан Загмайстер — фигура культовая, все его работы вызывают
искренний восторг и неизменное уважение особенно у наших молодых дизайнеров.
Когда-то Стефан наметил себе небольшой список дел, которые он непременно должен
сделать в этой жизни. Стефану хотелось открыть и управлять дизайн-студией в
Нью-Йорке, заняться сексом с двумя женщинами, не забывать о маме, живущей в
Австрии, найти замечательную девушку, — до этого места на начало 2000 года
список был выполнен — поработать год без клиентов, проехать через всю Сибирь на
грузовике, переехать Шри-Ланку и тронуть кого-то до глубины души с помощью
графического дизайна. Пожалуй, у гениев такой величины многое получается. В июне
2000 года Загмайстер выключил все телефоны в студии и погрузился в свой
долгожданный год без клиентов, занимаясь исключительно некоммерческим дизайном в
духе своего студенчества, экспериментируя и испытывая свой талант на прочность.
Покажите мне хоть одного дизайнера, который не мечтал о том же.
В этом году Стефан прибыл с официальным визитом, как член
жюри российской Премии инновационного дизайна. Он был главным арбитром в
номинации «Графический дизайн».
На вопрос о фамилии он пожал плечами в недоумении, сразу
же понятно, что обозначает фамилия Загмайстер – «сказочник» (мастер саг).
Мастер саг – легендарный американский дизайнер - очень высокий человек, а посему
выдающийся. Его легко увидеть сразу в огромной толпе студентов, журналистов,
работающих дизайнеров. С Загмайстером мы встретились сразу же после его лекции.
[кАк): Как Вам удается не повторяться, работать так
искренне и экстремально? Знаете ли Вы, что в России Вас называют экстремальным
дизайнером?
Стефан Загмайстер: Я мог бы целый час об этом говорить...
Во всех видах искусств стоит этот проклятый вопрос — разделение на людей,
которые постоянно что-то меняют, и тех, кто повторяется, бесконечно тиражирует
себя. И два этих лагеря всю жизнь ненавидят друг друга. Мое сердце всегда было с
теми, кто не тиражирует себя. В самом начале, когда я только основал свою
студию, мы постоянно менялись - это было правилом, заповедью. Но со временем это
стало неудобно, тревожно, потому что... это почти невозможно — на каждый новый
проект находить и развивать новый стиль.
Возникла опасность, что из-за желания постоянно меняться
мы могли присвоить что-то чужое. И тогда мы нашли нечто вроде золотой середины.
Сегодня я думаю, что повторяться позволено, потому что, выбирая всякий раз новый
стиль, вы не углубляетесь в него, проходите мимо, скользите по поверхности...
[кАк): В какой обстановке вам лучше всего работается?
Когда прет, когда легко и свободно?
С.З.: Прежде всего, нужно поселиться в новом отеле, в
большом замечательном городе. А если в номере будет балкон, то это вообще
замечательно. И еще одну полезную штуку я усек у одного американского
кинорежиссера Содерберга. Эту историю я прочитал в одной книжке, которую он
написал. Что же он пытается делать, для того, чтобы начать работу? Согласитесь,
это всегда очень трудно. Если так случается, что он никак не может начать писать
сценарий, то он просто идет в кафе, где полно народу, но нет знакомых и нет книг
или газет, которые можно было бы почитать. С собой — только чистая бумага и
ручка. В кафе он садится за столик и чувствует себя круглым дураком, который
просто сидит и смотрит по сторонам, и чтобы не чувствовать себя так глупо, он
начинает писать. Я много раз эту штуку пытался проделывать, особенно по утрам. В
двух кварталах от моего дома есть французское кафе, где в девять утра полно
посетителей. В этом кафе рождается много идей.
[кАк): Часто в России молодые дизайнеры апеллируют к имени
Загмайстер, определяя степень крутости работы. А как Вы сами определяете
качество своей работы? Чья оценка для Вас имеет значение? Кто и что является
критерием отбора?
С.З.: Единственный критерий — это публика. На сто
процентов. У каждой работы, которую мы делаем, есть своя целевая аудитория.
Например, мы оформляем обложку альбома Лу Рида, и нам
кажется, что работа удалась. Все это публикуется, выходит в свет, а фанаты
говорят: "Это полное говно!". И тогда мне приходиться менять свою точку зрения и
думать: "Да, действительно, все это отвратительно!". Поэтому я, как матрос на
корабле, проверяю пальцем, в какую же сторону дует ветер. Я думаю, что
все, что мы делаем, в конце концов, должно работать. А значит, мне должно быть
изначально ясно, как именно. И потом мы стараемся этого добиться. Мне, в
общем-то, все равно, как это произойдет: придут ли люди ко мне на выставку или
вскроют упаковку нового CD или станут участниками научной конференции, которую я
оформил. Здесь я велосипеда не изобрел — многие дизайнеры так работают.
[кАк): Мне кажется, что дизайн всегда проигрывает в битве
с рекламой... Интеллектуальный дизайн подавляется агрессивной рекламой.
С.З.: Мне кажется, что сейчас в Штатах дизайн в очень
хорошем положении. Я думаю, что и в России вы со временем придете к такой
ситуации.
[кАк): Верится с трудом...
С.З.: Конечно, все зависит от того, к кому вы обратитесь с
подобным вопросом. Один мой хороший друг сейчас работает в рекламном бизнесе, и
как раз недавно у нас с ним был спор на эту тему. Производители сейчас гораздо
больше думают о дизайне, чем о рекламе. От этого зависит бизнес. Пример:
потрясающий успех Apple и iPod — а это в чистом виде дизайнерские
проекты.
Есть удивительно успешные проекты в автомобильном бизнесе
—
Фольксваген-жук, Mini Cooper и другие. Многие обычные
непрофессиональные мейнстримные издания, такие как Nework Times, время от
времени посвящают дизайну целые номера, и нет таких же специализированных
номеров по рекламе. Конечно, многие рекламные агентства сейчас находятся в
тяжелой ситуации, в дауне, потому что заказы на традиционную рекламу, например,
телевизионную и журнальную, сокращаются. Но в то же время другие виды рекламы на
подъеме — Интернет, директ-майл, т. н. event-marketing. Но в моем лице вы сейчас
говорите с дизайнером и, конечно, я думаю о перспективах дизайна. В прошлом мне
приходилось работать в рекламных агентствах, и сейчас я гораздо счастливее как
дизайнер, а не "сотрудник креативного отдела". Просто нет никакого
сравнения.
[кАк): А когда ты впервые почувствовал себя просто
дизайнером?
С.З.: В семнадцать лет я почувствовал, что хочу стать
дизайнером. Именно дизайнером, а не художником. Я очень ясно это ощутил. И это
желание всегда было со мной, и я уже в школе работал, но сейчас уже, наверное,
не смогу отметить ту точку, когда я сказал себе: "Вот теперь я дизайнер!".
[кАк): Когда тебе в голову приходят идеи, на каком языке
ты думаешь? На английском или немецком?
С.З. Преимущественно на английском. Мой коллега Матиас —
немец, а значит, между собой мы могли бы говорить по-немецки, но мы общаемся на
английском. В последнее время я скорее даже не говорю, но действую по-английски.
Английский язык очень компактный, ясный, он оставляет мало пространства для
лингвистических сложностей, и поэтому больше подходит для работы дизайнера.
Немецкий язык сложнее понять. Я каждый год езжу на научную конференцию в
Калифорнию, там выступают очень большие люди, большие ученые — нобелевские
лауреаты в самых разных областях науки — но от них требуют, чтобы они говорили
на нормальном человеческом языке. Хочется же, чтобы обычные люди их понимали.
Это, наверное, очень трудно, но именно это как раз и интересно.
[кАк): Не пробовал ли ты преподавать?
С.З: Да я все время преподаю! Сейчас я работаю в школе
визуальных искусств — один четырехчасовой урок в неделю. В прошлом году я
целый
семестр преподавал в Берлине, по полной программе, было
очень много студентов. Было замечательно. Мне нравится учить. Некоторые
преподаватели любят говорить, что они многому учатся у своих студентов, но это
не мой случай — так бывает крайне редко. Скорее я нахожу, что преподавать
полезно, потому что помогает многое формулировать, излагать словами. И только
объясняя студентам какие-то сложные идеи, я сам начинаю, наконец, их понимать.
Просто я тащусь от этого.
[кАк): Есть ли такие области, которые остаются пока
недосягаемыми, но в которых все-таки хочется себя попробовать?
С.З.: Конечно, есть. Я хотел бы провести всемирную
рекламную кампанию для какого-нибудь достойного товара, который, действительно,
продается по всему миру. Многие дизайнеры, которыми я восхищаюсь, вынуждены
работать над маленькими проектами. Они оставляют большие проекты крупным
рекламным агентствам. Я думаю, что банка "Кока-колы" или логотип ВР могли бы
иметь большое культурное влияние, но, к сожалению, такая работа всегда достается
людям, у которых в голове одни бабки. Я с удовольствием стал бы участником
проекта, который имел бы мировое значение, в гигантском проекте. Возможно,
единственный недостаток маленькой студии: крупные клиенты предпочитают работать
с такими же мега-дизайнерскими компаниями. Единственный способ получить такой
заказ - пройти через рекламное агентство. Но в этом случае очень трудно добиться
высокого качества работы, потому что приходится преодолевать еще один барьер
между вами и клиентом. Конечно, мне совсем не интересно делать что-нибудь
большое, но плохое! По моему опыту, если вы хотите сделать что-то
широкомасштабное, лучше всего иметь непосредственный, прямой контракт с тем, для
кого вы работаете. Без посредников. Мечтать не вредно. Так сказать, мои мечты
при мне.
Специально для журнала [кАк) и колонки [кАк)-дизайн на
Sostav.ru со Стефаном Загмайстером беседовали Светлана Пухова и Сергей
Cеров. Полную версию интервью читайте в журнале [kAk) №2 (34) 2005 в
сентябре.
|