Артемий Троицкий
Первооткрыватель российской музыкальной журналистики
|
Фото с сайта rugeroi.ru |
К Артемию Троицкому (или АК Троицкому, как он сам себя подписывает в статьях), как ни к кому другому в советском и постсоветском музыкальном пунше применим термин "первооткрыватель". Первый в Москве диджей, ставивший в начале 70-х непривычную для советского уха музыку в кафе Б4 при МГУ. Первооткрыватель многих советских рок-групп, от "Звуков Му" до "Аквариума", ставших популярными благодаря организованным им подпольным концертам и фестивалям. Первый и самый главный по сию пору музыкальный критик, популяризатор актуальной, но пока еще не воспринятой современниками музыки.
Артемий, а точнее Артем Кивович Троицкий родился в 1955 году в семье известного политолога Кивы Майданика. Детство провел в Праге, юность в Москве. В 1977 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности "математик-экономист", с 1978 по 1983 год работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств, но был уволен, так и не успев защитить кандидатскую на тему социологии попмузыки.
|
Фото с сайта umdb.org.ua |
Музыка заинтересовала Артемия рано, дебют в качестве музыкального журналиста состоялся в 12 лет, когда его рецензия на битловский "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" была опубликована в школьном самодельном журнале. В 1975 году появилась его первая статья в "Ровеснике" - "Пятерка темно-лиловых" о Deep Purple, за которой последовала целая вереница публикаций об иконах рок-музыки. Но, как считала властвующая верхушка, рок был чужд советскому человеку, и с 1983 года и до начала Перестройки журналистская деятельность Троицкого была под запретом.
Однако давление сверху рождало мощный ответ снизу, в конце 70-х - начале 80-х, когда эпоха брежневского застоя достигла своего апогея, Троицкий сотоварищи устраивали подпольные концерты тех малоизвестных коллективов, которые станут в последствии вехами истории русского рока - "Машина времени", "Зоопарк", "Кино", "Аквариум", "Звуки Му" (в которой Троицкий был даже какое-то время гитаристом) и многие другие. Об истории становления этих групп и нелегкой судьбе русского рока Троицкий впоследствии напишет книгу Back in the USSR, ставшей бестселлером на западе, и лишь с развалом Союза ставшей доступной российским читателям.
|
Фото с сайта story-in.ctc-tv.ru |
Новые времена породили новые возможности - Троицкий с 1991 года возглавляет музыкальную редакцию Российского телевидения, а в 1995 основывает русскую версию журнала Playboy, ставшего культовым именно благодаря вектору в развитии, который задал Артемий. Он не раз подчеркивал, что плейбой - это состояние души, особый взгляд на жизнь, полностью характеризующий его как личность. "Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта", - поведал как-то Артемий в одном из интервью. "Когда я вижу их - начиная от ментов, заканчивая депутатами, то считаю, что они, в принципе, должны вымереть. Чем они, к счастью, сейчас успешно и занимаются. Альтернативой этого является современный мужчина (назовем его playboy), у которого другие приоритеты в жизни, кругозор неизмеримо шире, а главное отличие - отношение к женщине".
Подобные резкие высказывания, а также четкая гражданская позиция часто вызывают неодобрение у окружающих, у коллег, у власть имущих. Но Троицкий, как и прежде, готов отстаивать свои убеждения, примером тому служит недавний конфликт в эфире "Эха Москвы" с замом главного редактора радиостанции Сергеем Бунтманом из-за песни-протеста музыканта Noize MC.
При этом Троицкий продолжает свою просветительскую деятельность (поразительно, но "просветитель" - еще один термин, который в отношении многих других звучал бы натянуто и чрезмерно, но только не применительно к нему). Он уже много лет ведет радиопередачу "FM-Достоевский", в которых открывает слушателям малоизвестные электронные, этно- и индироковые группы, а также выпускает их записи на своих лейблах. Он пишет книги, снимается в кино, ведет колонки в ряде изданий, записывает свою музыку, преподает на журфаке - граней его таланта много. Но главное, как и прежде, он остается самым главным знатоком современной музыки в России.
Троицкий не боится идти против большинства - за мнение о победе на «Евровидении - 2008» Димы Билана аудитория его освистала.
Герой нашего эфира продвигал многие группы, ставшие впоследствии культовыми. Эта запись с фестиваля «Весенние Ритмы Тбилиси’80», на котором при протекции Троицкого выступила группа «Аквариум».
Артемий Троицкий всегда очень остро реагировал на происходящие в стране процессы, например, он не только не скрывал своего мнения по делу «Юкоса», но и посетил заседание суда.
|