Аркадий Товиевич Троянкер родился 24.08.1937 в Москве. В 1964 году окончил Московский полиграфический институт.
Работает в книжном и журнальном дизайне. В 1981–1989 годах – главный художник издательства
«Книга». С 1996 по 2001 год – артдиректор журнала «Итоги», с 2002-го – артдиректор «Еженедельного
журнала». Диплом им. Ивана Федорова на Всесоюзном конкурсе лучших изданий (1970); золотая медаль
на Международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге (1976, совместно с М. Аникстом);
поощрительный диплом на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге (1982,
совместно с М. Аникстом); первый приз «Бронзовая сова» на Международной ярмарке книги в Софии
(1984, совместно с Б. Трофимовым); дипломы за лучший макет журнала и лучшую обложку издания на
выставке-конкурсе «Лучший газетно-журнальный дизайн России» (1997). Член Союза художников,
Союза журналистов России. Академик Академии графического дизайна с 1992 года (1992–1997 – вице-президент, 1997–2001 – президент).
Понятие «графический дизайн», полемически противопоставленное в пору его утверждения в нашей стране традиционному книжному оформительству, было связано тогда, в конце 60-х годов, с активностью тесной группы молодых, только что окончивших Полиграфический институт книжников (лишь М. Аникст пришел в нее из Архитектурного). К этой группе принадлежал и Аркадий Троянкер.
«Иных уж нет, а те далече...» Максим Жуков уже давно трудится в Нью-Йорке, Михаил Аникст — в Лондоне, Юрий Курбатов умер. Один лишь Троянкер работает здесь и сейчас.
Их сплачивала убежденность в том, что новая книга должна представать перед читателем предметом современным и техничным, построенным рационально и экономно, функционально и технологически организованным и продуманным. Они видели умно и строго построенные книги, вышедшие за рубежом, и полагали, что давно пора вот так же работать и нам. Наборный деловой шрифт на обложке и титульном листе (чаще жесткий гротеск, чем изящная антиква); модульная сетка, помогающая придать регулярный порядок массе многообразных по размерам, пропорциям и пластике изображений; динамическая асимметрия; иногда лаконичные знаки-символы (нередко тоже наборные), метафорически претворяющие основные смыслы текста; широкое применение фотографии, отчасти в ушерб рисунку — таков был первоначально несложный язык нового полиграфического функционализма. Однако он отчетливо выделял работы молодых дизайнеров на фоне оказавшихся вдруг до неприличия архаическими «художественно» нарисованных заглавий, узорных рамочек и стилизованных заставок. В контраст этому ранние работы Троянкера отличались артистическим минимализмом: он придавал сериям искусствоведческих изданий («Проблемы материально-художественной культуры», 1970-1971; безымянная серия документальных публикаций о художниках, начата «Советским художником» в 1977 г.) подчеркнуто скупой, строгий облик, формируемый элементарными типографскими средствами. Зато выявлялись контрасты фактур, тонов бумаги, свободная, функционально организованная композиция наборной полосы и другие ценности рационалистической типографской эстетики.
Единомышленникам нравилось работать совместно. Троянкер в ранние годы охотно объединялся в наиболее принципиальных проектах с кем-нибудь из друзей, чаще всего — с М. Аникстом: «Художник в театре» В. Козлинского и Э. Фрезе (1975), где художники выступали составителями и организаторами богатейшего изобразительного ряда; принципиальный макет и первые книжки серии «История книжного искусства» (1975) — одна из узловых, эталонных работ книжного искусства семидесятых; «В стране литературных героев» Ст. Рассадина и Я. Сарнов (1979) — новый тип научно-популярной книги с ИНТРИГУЮЩИМ МетаФорическим решением красочных иллюстраций. Вместе с М. Жуковым конструировался шестой выпуск сборника «Искусство книги» (1970), отчетливо выделявшийся в ряду других, традиционно оформленных, СТРОГО функциональным дизайнерским решением на основе современной типографики. Очевидно, такая работа вдвоем помогала дизайнерам легче находить в диалоге рациональные, отчетливо сформулированные и логически выверенные решения.
Эта диалогическая природа дизайнерского творчества легла в основу энергичной деятельности Троянкера в издательстве «Книга», куда он пришел в 80-е гг. на должность главного художника. Вместе с Б. Трофимовым он разрабатывал фирменный стиль издательства, единую систему ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ, характер и облик нескольких серий для весьма разнородной продукции издательства, привлек к работе целую плеяду очень разных, в большинстве совсем не традиционных иллюстраторов и ставил им не простые задачи. «Иллюстрация, — ГОВОРИЛ художник, — должна быть не средством жить, а творческим актом. Волеизлиянием. Это спорт, а не лечебная гимнастика». Себя он видел в этом процессе «режиссером книги». Недолгая — всего несколько лет — его работа в издательстве оставила заметный след в КНИЖНОЙ культуре страны.
Между тем в 90-е годы актуальнейшей областью графического дизайна оказывается yже не книга, а различные средства массовой коммуникации — от рекламного плаката до «глянцевого» журнала. С 1996 года Троянкер - автор дизайн-проекта и артдиректор популярного журнала «Итоги», 2002-2003 года - в тех же ролях и в составе той же команды - в «Еженедельном журнале». Лаконичную и nopoй изысканную типографику сменили теснота журнального набора и динамичные монтажи цветных репортерских фотографий. Таково, видимо, веление времени, а дизайнер, даже самый волевой и независимый, служит ему.
Статьи и иллюстрации предоставлены журналом графического дизайна [кАк]
|