Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
Версия для печати

Аркадий Товиевич Троянкер

родился 24.08.1937 в Москве. В 1964 году окончил Московский полиграфический институт. Работает в книжном и журнальном дизайне. В 1981–1989 годах – главный художник издательства «Книга». С 1996 по 2001 год – артдиректор журнала «Итоги», с 2002-го – артдиректор «Еженедельного журнала». Диплом им. Ивана Федорова на Всесоюзном конкурсе лучших изданий (1970); золотая медаль на Международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге (1976, совместно с М. Аникстом); поощрительный диплом на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге (1982, совместно с М. Аникстом); первый приз «Бронзовая сова» на Международной ярмарке книги в Софии (1984, совместно с Б. Трофимовым); дипломы за лучший макет журнала и лучшую обложку издания на выставке-конкурсе «Лучший газетно-журнальный дизайн России» (1997). Член Союза художников, Союза журналистов России. Академик Академии графического дизайна с 1992 года (1992–1997 – вице-президент, 1997–2001 – президент).

Понятие «графический дизайн», полемически противопоставленное в пору его утверждения в нашей стране традиционному книжному оформительству, было связано тогда, в конце 60-х годов, с активностью тесной группы молодых, только что окончивших Полиграфический институт книжников (лишь М. Аникст пришел в нее из Архитектурного). К этой группе принадлежал и Аркадий Троянкер.

«Иных уж нет, а те далече...» Максим Жуков уже давно трудится в Нью-Йорке, Михаил Аникст — в Лондоне, Юрий Курбатов умер. Один лишь Троянкер работает здесь и сейчас. Их сплачивала убежденность в том, что новая книга должна представать перед читателем предметом современным и техничным, построенным рационально и экономно, функционально и технологически организованным и продуманным. Они видели умно и строго построенные книги, вышедшие за рубежом, и полагали, что давно пора вот так же работать и нам. Наборный деловой шрифт на обложке и титульном листе (чаще жесткий гротеск, чем изящная антиква); модульная сетка, помогающая придать регулярный порядок массе многообразных по размерам, пропорциям и пластике изображений; динамическая асимметрия; иногда лаконичные знаки-символы (нередко тоже наборные), метафорически претворяющие основные смыслы текста; широкое применение фотографии, отчасти в ушерб рисунку — таков был первоначально несложный язык нового полиграфического функционализма. Однако он отчетливо выделял работы молодых дизайнеров на фоне оказавшихся вдруг до неприличия архаическими «художественно» нарисованных заглавий, узорных рамочек и стилизованных заставок. В контраст этому ранние работы Троянкера отличались артистическим минимализмом: он придавал сериям искусствоведческих изданий («Проблемы материально-художественной культуры», 1970-1971; безымянная серия документальных публикаций о художниках, начата «Советским художником» в 1977 г.) подчеркнуто скупой, строгий облик, формируемый элементарными типографскими средствами. Зато выявлялись контрасты фактур, тонов бумаги, свободная, функционально организованная композиция наборной полосы и другие ценности рационалистической типографской эстетики.

Единомышленникам нравилось работать совместно. Троянкер в ранние годы охотно объединялся в наиболее принципиальных проектах с кем-нибудь из друзей, чаще всего — с М. Аникстом: «Художник в театре» В. Козлинского и Э. Фрезе (1975), где художники выступали составителями и организаторами богатейшего изобразительного ряда; принципиальный макет и первые книжки серии «История книжного искусства» (1975) — одна из узловых, эталонных работ книжного искусства семидесятых; «В стране литературных героев» Ст. Рассадина и Я. Сарнов (1979) — новый тип научно-популярной книги с ИНТРИГУЮЩИМ МетаФорическим решением красочных иллюстраций. Вместе с М. Жуковым конструировался шестой выпуск сборника «Искусство книги» (1970), отчетливо выделявшийся в ряду других, традиционно оформленных, СТРОГО функциональным дизайнерским решением на основе современной типографики. Очевидно, такая работа вдвоем помогала дизайнерам легче находить в диалоге рациональные, отчетливо сформулированные и логически выверенные решения. Эта диалогическая природа дизайнерского творчества легла в основу энергичной деятельности Троянкера в издательстве «Книга», куда он пришел в 80-е гг. на должность главного художника. Вместе с Б. Трофимовым он разрабатывал фирменный стиль издательства, единую систему ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ, характер и облик нескольких серий для весьма разнородной продукции издательства, привлек к работе целую плеяду очень разных, в большинстве совсем не традиционных иллюстраторов и ставил им не простые задачи. «Иллюстрация, — ГОВОРИЛ художник, — должна быть не средством жить, а творческим актом. Волеизлиянием. Это спорт, а не лечебная гимнастика». Себя он видел в этом процессе «режиссером книги». Недолгая — всего несколько лет — его работа в издательстве оставила заметный след в КНИЖНОЙ культуре страны.

Между тем в 90-е годы актуальнейшей областью графического дизайна оказывается yже не книга, а различные средства массовой коммуникации — от рекламного плаката до «глянцевого» журнала. С 1996 года Троянкер - автор дизайн-проекта и артдиректор популярного журнала «Итоги», 2002-2003 года - в тех же ролях и в составе той же команды - в «Еженедельном журнале». Лаконичную и nopoй изысканную типографику сменили теснота журнального набора и динамичные монтажи цветных репортерских фотографий. Таково, видимо, веление времени, а дизайнер, даже самый волевой и независимый, служит ему.




Страна литературных героев





Фирменный стиль "Книга"




Макет двухтомника















Макет книги Нико Пиросманишвили

































Статьи и иллюстрации предоставлены журналом графического дизайна [кАк]


07.07.2004
2014 г.
08.04Василь Лацанич 
119
07.03Ирина Васенина 
123
26.02Леонид Фейгин 
109
19.02Игорь Кирикчи 
145
12.02Стас Жицкий 
124
04.02Эдуард Сагалаев 
139
2013 г.
18.12Леонид Барац и Ростислав Хаит. 
201
2012 г.
06.06Виктор Ивонин 
106
30.05Ольга Слуцкер 
112
23.05Кирилл Коробейников 
121
16.05Сергей Лаврухин 
134
25.04Роман Саркисов 
128
18.04Артем Инютин 
85
11.04Егор Альтман и Дмитрий Солопов 
119
2011 г.
21.09Ольга Свиблова 
113
14.09Наталья Синдеева 
169
07.09Александр Малютин 
100
31.08Максим Черницов 
245
24.08Петр Рыбак 
243
17.08Алексей Учитель 
111
03.08Игорь Буренков 
292
26.07Марат Гельман 
129
16.02Павел Лунгин 
93
02.02Карен Шахназаров 
115
26.01Андрей Кнышев 
88
19.01Алексей Герман-младший 
124
2010 г.
27.12Снегурочка 
178
22.12Алена Ахмадуллина 
112
15.12Анатолий Вассерман 
239
08.12Иван Охлобыстин 
343
01.12Борис Акунин 
191
24.11Лео Габриадзе 
139
17.11Кирилл Серебренников 
193
10.11Леонид Барац и Ростислав Хаит 
177
27.10Дмитрий (Гоблин) Пучков 
255
20.10Наталья Романова 
135
15.07Пир Свинкельс 
89
07.07Сергей Лисовский 
124
30.06Андрей Колесников 
133
16.06Алексей Митрофанов 
102
02.06Генри Резник 
101
26.05Алекс Экслер 
520
19.05Игорь Пепеляев 
154
12.05Артемий Троицкий 
235
03.03Демьян Кудрявцев 
184
10.02Леонид Рошаль 
116
27.01Гарик Мартиросян и Семен Слепаков 
202
2009 г.
23.12Дед Мороз 
238
16.12Тигран Кеосаян 
236
09.12Антон Носик 
454
25.11Игорь Гурович 
198
18.11Эдуард Кокойты 
202
11.11Елена Ярмак 
148
28.10Сергей Выходцев 
184
21.10Игорь Угольников 
158
14.10Дмитрий Гришин 
132
07.10Андрей Кашеваров 
124
30.09Шон Камминз 
214
23.09Эдуард Сагалаев 
169
16.09Алексей Ефимов 
169
09.09Герман Стерлигов 
300
17.06Вадим Григорян 
252
03.06Зинаида Хохлова 
170
20.05Элла Стюарт 
297
28.01Альфред Кох 
308
2008 г.
24.12Арсен Ревазов 
186
17.12Владимир Долгов 
206
03.12Дмитрий Агарунов 
320
12.11Леонид Бершидский 
281
22.10Андрей Терешок 
195
24.09Фредерик Бегбедер 
143
10.09Эмин Агаларов 
375
03.09Максим Савицкий 
170
27.08Федор Бондарчук 
195
13.08Владимир Макаров 
132
23.07Алексей Венедиктов 
446
11.07Михаил Кудашкин 
217
18.06Олег Тиньков 
378
03.06Джек Траут 
223
28.05Игорь Чапурин 
121
23.04Дмитрий Коробков 
249
09.04Владимир Бородин 
114
19.03Евгений Касперский 
191
12.03Андрей Рукавишников 
182
05.03Александр Роднянский 
45
27.02Кристиан Кремер 
145
06.02Елена Конева 
298
23.01Дмитрий Дибров 
271
2007 г.
12.12Эндрю Полсон 
122
28.11Владимир Пирожков 
230
14.11Александр Синигибский 
174
31.10Алексей Фадеев 
203
24.10Оксана Робски 
218
10.10Пьер-Эммануэль Махиас 
166
26.09Никас Сафронов 
160
12.09Игорь Матвиенко 
170
14.05Марк Брейли 
82
18.04Сергей Васильев 
161
11.04Даниил Купсин 
117
04.04Вадим Дымов 
212
27.03Леонид Парфенов 
219
21.03Игорь Лутц 
204
14.03Аркадий Новиков 
174
2006 г.
20.12Александр Гафин 
137
13.12Сергей Пискарев 
155
06.12Сергей Кужавский и Стас Жицкий 
325
01.11Андре Элиста 
177
18.10Жерар Карон 
93
27.09Аркадий Волож 
160
31.05Гжегож Эш 
321
21.03Андрей Васильев 
220
07.03Антон Ненашев 
198
18.01Николай Прянишников 
149
2005 г.
22.12Евгений Маслов 
192
01.12Евгений Чичваркин 
332
13.07Брэд Ван Аукен 
76
13.04Ольга Турищева 
239
2004 г.
06.10Владимир Пирожков 
307
29.09Владимир Чайка 
231
22.09Евгений Киселев 
112
15.09Сергей Коптев 
121
14.07Владимир Клавихо-Телепнев 
116
07.07Аркадий Троянкер 
89
30.06Ярослав Чеважевский 
165
18.06Александр Войтинский 
89
11.06Сергей Серов 
84
04.06Сергей Шанович 
113
28.05Владимир Цеслер и Сергей Войченко 
106
21.05Артемий Лебедев 
172
14.05Юрий Грымов 
147
23.04Тимур Бекмамбетов 
90
16.04Андрей Логвин 
161
09.04Павел Полянцев 
107
01.04Александр Филюрин 
66
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.