Стабильно и даже более: телереклама в I квартале 2012 г.
|
Александр Карпушкин, эксперт отдела маркетинговых исследований АЦВИ
|
|
|
|
По оценке Аналитического Центра Видео Интернешнл (АЦВИ) объем телерекламного сегмента ы в I квартале 2012 года составил 36.5 млрд. руб., включая налоги, что почти на 10% больше, чем в I квартале прошлого года. Указанная цифра не включает в себя 2.3 млрд. руб., потраченных на предвыборную агитацию на телевидении в феврале и марте текущего года. С поправкой на эту сумму прирост составит уже 17% относительно прошлого года.
|
|
Озвученные динамические показатели по-разному раскладываются на уровне федерального и регионального размещения: прирост бюджетов региональной телерекламы в I кв. составил 15%, что несколько лучше, чем на федеральном уровне, где аналогичный показатель составил около 9%.
Несмотря на более скромный прирост по сравнению со всем медиарекламным рынком (+14% к I кв. 2011 г.), телевидение продолжает оставаться основным медианосителем для рекламодателей. Кроме того, анализ ситуации показывает, что позиции телевидения остаются стабильными, а динамика телерекламных бюджетов на уровне +10% по I кварталу текущего года вполне соответствует общей конфигурации на рекламном рынке и даже превышает ожидания на 2012 год. Схожую картину мы могли наблюдать и по итогам 2011 года, когда прирост по телевидению составил 18%, а по всему рынку – 21%.
Зафиксировав общее состояние телерекламного рынка за первые три месяца, перейдем к его рассмотрению в разрезе отдельных рекламодателей и групп товаров и услуг (Таблица 1).
Среди лидирующих категорий произошла достаточно неожиданная рокировка между 2-м и 3-м местами: суммарные телерекламные бюджеты рекламодателей, представляющих категорию «Медицина и фармацевтика», увеличились на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что позволило ей впервые за достаточно длительный период подняться на строчку выше категории «Парфюмерия и косметика». Рекламная активность последней резко снизилась в отчетном периоде.
Отметим активность рекламодателей, представляющих категории «Легковые автомобили» (суммарные телерекламные расходы увеличились в 1.5 раза относительно I кв. прошлого года) и «Финансовые и страховые услуги» (прирост 65%). Столь высокую динамику обеспечила пара-тройка крупных компаний, входящих во вторую десятку крупнейших рекламодателей на телевидении, что в свою очередь закономерно привело к резкому увеличению доли данной группы в общем объеме телерекламных бюджетов (График 2).
Среди прочих положительно выделяются категории «Соки» и «Прохладительные напитки», а также категория «Аудио- и видеоаппаратура»: отрицательная динамика телерекламных бюджетов в I квартале прошлого года сменилась двузначными темпами прироста по итогам первых трех месяцев текущего года. Так же как и в случае, описанном выше, активную роль здесь сыграли индивидуальные действия отдельных рекламодателей.
График 1. Объемы телерекламных бюджетов, млрд. руб. с НДС (без учета политической рекламы)
График 2. Динамика долей рекламных бюджетов групп крупнейших рекламодателей в I квартале 2010, 2011 и 2012 гг. (федеральное размещение), %
Таблица 1. Суммарные рекламные бюджеты по крупнейшим категориям товаров и услуг при федеральном размещении в I квартале 2010, 2011 и 2012 гг. млрд руб (вкл НДС)
|
|
I квартал
|
№ п/п
|
Категория товаров и услуг
|
2010
|
2011
|
2012
|
2011/2010
|
2012/2011
|
1
|
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
|
4.0
|
5.0
|
5.6
|
+25%
|
+12%
|
2
|
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА
|
3.1
|
4.3
|
5.3
|
+39%
|
+24%
|
3
|
ПАРФЮМЕРИЯ И КОСМЕТИКА
|
3.4
|
4.6
|
3.4
|
+36%
|
-26%
|
4
|
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
|
0.7
|
1.3
|
2.0
|
+89%
|
+50%
|
5
|
БЫТОВАЯ ХИМИЯ
|
1.2
|
1.5
|
1.4
|
+21%
|
-9%
|
6
|
УСЛУГИ СОТОВОЙ СВЯЗИ
|
1.0
|
1.2
|
1.3
|
+26%
|
+8%
|
7
|
ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
|
0.7
|
1.1
|
1.2
|
+61%
|
+7%
|
8
|
СРЕДСТВА И ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ
|
0.9
|
1.0
|
1.0
|
+15%
|
-4%
|
9
|
ФИНАНСОВЫЕ И СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ
|
0.3
|
0.5
|
0.9
|
+66%
|
+65%
|
10
|
СОКИ
|
0.6
|
0.5
|
0.7
|
-12%
|
+40%
|
11
|
ДОСУГ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ТУРИЗМ, ОТДЫХ
|
0.5
|
0.6
|
0.6
|
+6%
|
+10%
|
12
|
ПИВО
|
0.3
|
0.9
|
0.6
|
+195%
|
-42%
|
13
|
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
|
0.2
|
0.7
|
0.5
|
+168%
|
-27%
|
14
|
ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ НАПИТКИ
|
0.3
|
0.3
|
0.5
|
-9%
|
+44%
|
15
|
АУДИО- И ВИДЕОАППАРАТУРА
|
0.2
|
0.1
|
0.2
|
-46%
|
+64%
|
16.05.2012
|