17.08.2011

С московских автомобилистов собираются брать дополнительные 50 тысяч рублей налога в год на развитие дорог

Только повышение налоговой нагрузки на владельцев автомобилей способно остановить деградацию дорожной сети, полагают эксперты

Налог на автомобили
Иллюстрация Fotolia

Авторы "Стратегии-2020" предлагают резко увеличить налоговую нагрузку на владельцев автомобилей.

Только так, считают они, можно предотвратить деградацию дорожной сети в России. Сегодня инвестиции в транспортную инфраструктуру не превышают 2,2-2,5% ВВП (в том числе из федерального бюджета - 0,8-0,9% ВВП), пишут "Ведомости". По расчетам экспертов, этого достаточно лишь для инерционного сценария ее развития (при котором развиваются лишь те сегменты, которые пользуются платежеспособным спросом). И если для железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта этого достаточно, то дорожному хозяйству нужна "жесткая модернизация" при росте инвестиций до 4-4,5% ВВП к 2020 г. При этом основную нагрузку авторы стратегии предлагают возложить на автовладельцев.

В частности, по их мнению, фискальная нагрузка на каждого автомобилиста должна вырасти в среднем по стране на 20 000 рублей в год, в том числе для жителей мегаполисов - на 45 000-50 000 рублей.

Для этой цели предлагается до 2015 года поэтапно увеличить акциз на бензин на 7-8 рублей за литр. Пока что в Налоговом кодексе заложено повышение на 1 рубль в 2012 и 2013 годах, отмечают "Ведомости". Ну а для того, чтобы рост цен на топливо не выглядел таким вызывающими, авторы стратегии предлагают ужесточать антимонопольное регулирование в отношении нефтяных компаний.

Транспортный налог не повысят, говорит "Ведомостям" руководитель профильной группы экспертов, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, - слишком непопулярная мера. Зато могут ввести дополнительные платежи за парковку, особенно в крупных городах. "Может, кто-то решит пересесть на метро", - заметил Блинкин.

А после 2020 года эксперты предлагают коренным образом изменить подход к налогообложению и заменить все налоги одним универсальным - за километр пробега. Он будет рассчитываться на основе спутниковых данных о передвижении автомобиля и будет зависеть от категории дороги, по которой он двигался, характеристик самого автомобиля и его владельца. Тогда и платные дороги будут не нужны.