05.09.2011

Московские аэропорты испытали на себе дефицит топлива

Причины отсутствия авиакеросина на рынке до сих пор не выяснены

Иллюстрация Fotolia

На прошлой неделе аэропорты Московского авиационного узла (МАУ) столкнулись с дефицитом авиакеросина. Сложившаяся ситуация может привести к остановке обслуживания самолетов, объявила Росавиация. По прогнозам, запасов топлива хватило бы на три дня. В пятницу вице-премьер Игорь Сечин специально созвал совещание, чтобы обсудить данную проблему. Однако никаких решений принято не было, пишет "Коммерсант".

Как сообщили в "Домодедово", ряд поставщиков отказали им в ответ на письменные запросы. По итогам августа аэропортом был отмечен дефицит топлива, что проявилось в минимальном количестве предложений на рынке и, как следствие, ростом цен. Такая же ситуация сложилась в "Шереметьево", екатеринбургском аэропорте "Кольцово". Аэропорт Внуково обратился к нефтяным компаниям с просьбой выполнять согласованный график поставок авиатоплива. В Росавиации в качестве основного выхода рассматривают обращение в Росрезерв с просьбой о предоставлении около 180 тысяч тонн топлива.

В последнее время объемы продаж авиационного топлива на биржевом рынке сократились. По статистике, на всех трех российских биржах в июне было продано 294 тысяч тонн авиакеросина, в августе - только 168 тысяч тонн. Один из участников биржевых торгов сообщил РБК Daily, что в конце августа предложение на бирже просто отсутствовало. В итоге стоимость авиатоплива в МАУ приблизилась к европейским ценам, хотя еще в июле она была ниже примерно на 10%. "Шереметьево" уже объявило о дополнительном росте цен с 7 сентября еще на 4%.

Между тем авиакомпания UTair заявила: "Мы гарантируем выполнение своих обязательств перед пассажирами в полном объеме". В официальном сообщении говорится, что во "Внуково" перевозчик приобретает авиакеросин напрямую у "ЛУКОЙЛ-Аэро".

По словам другого источника, дефицит возник из-за совокупности факторов: это профилактический ремонт на двух НПЗ "ЛУКОЙЛа", крупный заказ Минобороны, а также переориентация нефтепереработчиков на выпуск зимних видов топлива. Однако в Минобороны это опровергают: "Закупки авиакеросина незначительны и не могли глобально повлиять на ситуацию в отрасли". В Росавиации предположили, что нехватка топлива связана с ростом авиаперевозок - на 10% по сравнению с прошлогодними показателями. В "Транснефти" в пятницу заявили о проблемах с подвозом топлива по железной дороге, но в РЖД это категорически опровергли.

Участники рынка и эксперты считают, что дефицит создается искусственно и призван повысить стоимость авиакеросина. Заместитель руководителя комитета по транспорту Госдумы Сергей Гаврилов видит в происходящем признаки "сговора и монополизации рынка". По мнению депутата, объективных причин для роста цен нет. Источники в нефтекомпаниях уверяют, что резкого сокращения выпуска авиакеросина не было.

Генеральная прокуратура взяла под свой контроль ситуацию с диспропорцией спроса и предложения на рынке и снижением минимальных запасов топлива, говорится в официальном сообщении. Московскому межрегиональному, Уральскому транспортным прокурорам, прокурорам Московской и Омской областей поручили проверить исполнение законодательства при поставках авиационного топлива нефтеперерабатывающими предприятиями и транспортными организациями. Кроме того, руководителю ФАС направлена информация для изучения ситуации на нефтеперерабатывающих заводах. Если возникнут сбои с перевозкой пассажиров, транспортные прокуроры должны защищать права пассажиров – обеспечить их гостиницами, питанием и всеми необходимыми условиями.