Василий Кутьин
Senior Business Development Manager,
Fintech DEEP KNOWLEDGE VENTURES
Главный критерий творчества — это понимание разницы между прекрасным и безобразным. Создавая что-то новое, человек ориентируется на какие-то критерии, художественный вкус. Машина на это не способна: у нее нет ни художественного замысла или этических норм.
В каких сферах машины должны заменить человека?
На данном этапе человеческой цивилизации мы видим новую экономику 2.0, которая появляется в результате развития предикативной аналитики, т.е. происходит трансформация отношений всех субъектов экономической экосистемы в единые бизнес-модели, основанные на машинном обучении, искусственном интеллекте и big-data. Задача алгоритмов не стать равным человеку, а быть его помощником, ликвидируя значительное количество рутинной работы, что позволит людям больше заниматься творчеством, действительно создавать что-то новое.

В нашей компании искусственные интеллект входит в совет директоров, и без его одобрения инвестиционные решения не принимаются. На практике это выглядит так: после обсуждения каждый член совета директоров выносит свой вердикт, но положительное решение принимается только если вердикты машины и людей совпадают. Если позиции расходятся, мы откатываем информацию назад, добавляем новые данные и снова проводим необходимое исследование. Важно, чтобы решения всех членов совета директоров совпали. Таким образом, машина нам помогает, но она нами не руководит. Это принципиально: последнее слово должно оставаться за человеком.

Некоторые считают, что если искусственный интеллект заменит все, то люди останутся без работы. Мы говорим нет. Произойдет перераспределение человеческих ресурсов в другие области.

Способен ли искусственный интеллект на настоящее творчество?
Пока еще ни одна машина не прошла тест на творчество «Лавлейс 2.0». Для этого компьютер должен не только создать творческое, произведение, соответствующее стандартам определенного жанра искусств, но и прокомментировать ход своей работы, что отличает, собственно говоря, человека от машины. Впрочем, я уверен, что в ближайшее время мы увидим прохождение этого теста.

Одной из предпосылок к этому является активная разработка самообучающихся нейронных сетей: они самостоятельно анализируют свои успехи и ошибки и на основании заложенных алгоритмов ищут закономерности.

В то же время, на мой взгляд, главный критерий творчества — это понимание разницы между прекрасным и безобразным. Создавая что-то новое, человек ориентируется на какие-то критерии, художественный вкус. Машина на это не способна: у нее нет ни художественного замысла или этических норм.
В чем особенность творческого процесса?
С одной стороны, алгоритмы приближаются к моменту, когда они сами смогут что-то создавать, но с другой мы нередко видим, что для творчества необязательно лопатить тонну «руды», чем, собственно, занимаются машины. Процесс творчества происходит иначе. Я встречал достаточно откровенные высказывания людей, которые объясняя замысел их творения, говорили: «А я не знаю, как это придумал. Оно мне просто пришло в голову».

Здесь можно вспомнить учение о ноосфере Вернадского, в которой нет настоящего, прошлого и будущего, зато там уже есть вся информация, которая как таковая существует. По этой теории, когда человек в особые моменты находится в условиях сильного истощения или, наоборот, творческого подъема, происходит так называемый прокол, открывается канал в ноосферу, и копирайтер просто записывает удачный слоган, или дизайнер делает хороший логотип, или композитор сочиняет музыку и т.д. Это мы и называем творчеством, которое по-прежнему является большой тайной. У машины такой канал, безусловно, не открывается, потому что она сделана по другим принципам.

Кроме того, сознательно или бессознательно мы упускаем очень важную деталь — при творчестве необходимо понятие «души». Существование души доказано, даже физически она имеет определенный вес. Когда мы говорим, что творим, вкладывая душу, мы действительно это делаем. А машина душой не обладает. Пока, во всяком случае.
Рейтинг@Mail.ru