Политическая и экономическая нестабильность в России заставляет ведущие коммуникационные группы снижать прогнозы по развитию отечественного рекламного рынка. Вслед за сетью Carat о замедлении локального рынка заявила группа ZenithOptimedia, и это на фоне улучшения глобального прогноза.

Согласно новому прогнозу прогнозу ZenithOptimedia, глобальные расходы на рекламу по итогам этого года вырастут на 5,5% и достигнут 532 млрд долларов. В предыдущем прогнозе сети, выпущенном в декабре 2013 года, рост рекламных инвестиций в 2014 году ожидался на уровне 5,3%. В 2015 году глобальный рынок вырастет на 5,8%, а в 2016 – на 6,1%, прогнозируют эксперты группы.

Позитивные изменения обусловлены восстановлением мировой экономики и бурным развитием мобильных технологий, которые открывают новые возможности для медиапотребления. Росту мирового рынка также будут способствовать стабилизация экономической ситуации в еврозоне и такие события, как зимняя Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу и промежуточные выборы в США.

Еврозона возвращается к росту

Зона евро, пострадавшая от экономической рецессии в прошлом году, продолжает восстанавливаться. По мере улучшения экономической ситуации, растут рекламные инвестиции в регионе. Если в 2013 году их объем упал на 3% относительно показателей 2012 года, то в 2014 году, по нашим прогнозам рост рекламного рынка в Еврозоне составит 0,7%.

Таким образом, впервые после 2010 года, рекламные инвестиции в этом регионе покажут положительную динамику. Несмотря на то, что рекламные рынки отдельных стран (таких, как Финляндия, Италия и Греция) в 2014 году продолжат сокращаться, уже в следующем, 2015 году, мы ожидаем стабилизации ситуации, которая окажет положительное влияние на зону евро в целом. По нашим прогнозам, рекламный рост в регионе в 2015 году составит 1,6%, а в 2016 – 1,7%. .

ТВ продолжает доминировать

Телевидение продолжает оставаться самым крупным мировым медиа с точки зрения объема рекламных инвестиций. В 2013 году на его долю пришлось порядка 40% всех рекламных вложений, на втором месте – интернет-реклама с 21% долей. По нашим прогнозам, инвестиции в ТВ-рекламу вырастут на 5,2% в 2014 году (в 2013 был 4,4% рост). Основными драйверами роста будут Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу и промежуточные выборы в США.

«По мере восстановления мировой экономики, динамика роста рекламных инвестиций стабилизируется, - говорит Стив Кинг, CEO ZenithOptimedia Worldwide. - Несмотря на стремительный рост рекламных вложений в цифровые медиа, не стоит забывать о том, что телевидение не потеряло своих позиций как лучшее медиа для вовлечения охватной аудитории».

Автоматизация интернет-баинга и развитие RTB

Интернет является самым быстрорастущим медиакоммуникационным сегментом. В 2013 году объему интернет-рекламы выросли на 16,2% на глобальном уровне. В период с 2014 по 2016 гг. мы прогнозируем рост рекламных инвестиций в это медиа в среднем на 16% в год. Самой динамично развивающейся категорией интернет-рекламы является банерная реклама – 21% среднегодового роста в 2014-2016 годах.

Росту традиционных дисплейных форматов способствует автоматизация и оптимизация закупок рекламы (programmatic buying) и развитие RTB-технологий, также динамично развиваются реклама в социальных медиа и сегмент онлайн-видео. По нашим прогнозам, в 2015 году банерная реклама впервые обойдет по доле paid search, который будет демонстрировать 13% среднегодовой прирост в отчетный период. В 2016 году мировые рекламные инвестиции в internet display достигнут 74,4 млрд долларов, в то время, как вложения в paid search составят 71,1 млрд.

Мобильные технологии

Мобильная реклама продолжает динамично расти. На данный момент ее рост в шесть раз опережает развитие интернет-рекламы на стационарных носителях. По прогнозам ZenithOptimedia, в период с 2013 по 2016 гг. среднегодовой рост мобильной рекламы составит 50%. Это обусловлено стремительным проникновением смартфонов и планшетов. Для сравнения, интернет-реклама на стационарных носителях в данный период будет расти со средней динамикой +8% в год.

Если в 2013 году глобальные инвестиции в мобильную рекламу составили 13,4 млрд долларов (доля 12,9% от общемировых вложений в интернет-рекламу в целом и 2,7% от общемировых рекламных инвестиций по всем медиа), то по прогнозу, к 2016 году их объем составит 45 млрд долларов (доля – 28% от рекламнх интернет-вложений и 7,6% от инвестиций во все медиа). Это позволит мобильной рекламе обогнать радио, журналы и outdoor, и стать четвертым по величине медиа в мире по уровню рекламных инвестиций.

Развивающиеся и развитые рынки

Несмотря на динамичный рост развивающихся рынков, США остается крупнейшим контрибьютором притока новых рекламных инвестиций на мировом уровне – 26% новых рекламных долларов в год в период с 2013 по 2016 гг. Следом за США идут более молодые и динамичные рынки – Китай (17% новых инвестиций), Аргентина и Индонезия (по 7% каждая).

Семь из десяти рекламных рынков в топ-10 стран с наибольшим вкладом в развитие мирового рекламного рынка представляют развивающиеся страны. В целом они обеспечат мировой рекламе 44% всех новых инвестиций в грядущие 3 года.

Китай на данный момент явлется третей по объему рынка рекламной державой (вслед за США и Японией). Китай постепенно догоняет свою азиатскую соседку, и мы прогонзируем, что в 2016 году превзодет ее, став второй по величине рекламного рынка страной в мире. В 2016 году Франция опустится с восьмого на десятое место в этом списке, а Канада – с девятого на одиннадцатое. Их места в топ-10 займут Индонезия и Южная Корея.

Российский рынок

Российский рекламный рынок продолжит развиваться в темпе, присущем развивающимся рынкам. Тем не менее, прогноз его роста в 2014 году снижен с 9,7% (прогнозировалось в декабре 2013 г.) до 8,6%. Рекламный рынок быстро реагирует на уровень потребительского спроса, который, в свою очередь, зависит от изменения политической и экономической ситуаций. Эксперты прогнозируют умеренный рост российской экономике, в случае, если цены на энергосырье останытся стабильными. Такой же, умеренный рост, продемонстрирует и рекламный рынок.