Depositphotos

 

Минсельхоз предлагает лишить регионы права на установление торговых наценок на детское питание. Документ согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе с ФАС и Минэкономики. После утверждения в Минюсте проект постановления будет внесен в правительство, сообщает «Коммерсантъ».

Практика регулирования наценок действует с 1995 года. Например, в Нижегородской области с 2006 года предельный уровень надбавки установлен в 20% к фактической цене поставки. В регионах такой механизм считают дополнительной мерой социальной поддержки населения.

Однако Минсельхоз опасается, что розничным сетям станет невыгодно продавать детское питание. Это связано с поправками к закону «О торговле», которые вступят в силу 1 января 2017 года и ограничат допустимый размер премий и бонусов.

Изменения заставили ритейлеров дифференцировать стоимость продукции у производителя в зависимости от дополнительных расходов, которые продавцы несут по доставке, хранению и реализации товара. Для детского же питания такой инструмент недоступен из-за параллельного действия предельных торговых надбавок. В результате продажа детского питания стала практически нерентабельной.

В Минэкономики утверждают, что регулирование наценок почти не влияет на цену детского питания, а в ряде регионов, где регулирования нет, оно стоит даже дешевле. Зато торговые сети перераспределяют издержки на другие товары, что приводит к их подорожанию.

Если не отменить ограничение наценок, то возможно резкое сокращение ассортимента детского питания, прогнозируют чиновники. Прежде всего, это коснется наиболее дешевых, а также наименее оборачиваемых товарных позиций, например специализированных продуктов, предназначенных для кормления детей раннего возраста с различными отклонениями по здоровью. Не исключено, что ритейлеры просто начнут исключать детское питание из ассортимента в отдельных форматах торговли.

По данным BusinessStat, в 2012–2014 годах продажи детского питания в России росли на 0,6–1,1% ежегодно, а в 2015 году рынок сократился на 3,9%. Nielsen называет лидерами рынка детского питания в России компании «Прогресс» (бренд «Фрутоняня»), Pepsico и Nestle.