Все розничные продавцы будут обязаны подключиться к ЕГАИС (автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), чтобы иметь возможность продавать алкоголь. Теперь в системе надо будет регистрировать не только каждую отгруженную, но и каждую проданную бутылку спиртного. Ужесточение правил оборота алкоголя позволит обезопасить потребителей и вывести с него нелегальную продукцию, доля которого составляет порядка 42%.

ЕГАИС - автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Основное предназначение системы ЕГАИС заключается в обеспечении информационно-технологической поддержки задач, закреплённых в Федеральном законе № 171-ФЗ от 22 ноября 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Одним словом, нормы, установленные ЕГАИС, позволяют производить контроль качества всей спиртосодержащей продукции на територрии РФ. Однако, на данный момент система несовершенна - магазины продают больше алкоголя, чем делают производители. С первого июля россияне могут перестать волноваться за подлинность купленной бутылки - продавцов обяжут регистрировать в ЕГАИС не только каждую отгруженную, но и каждую проданную бутылку.

Кроме безопасности потребителя, благодаря подключению к системе удастся повысить доходы бюджета. Впрочем, торговлю ждет период привыкания к тотальному контролю — подключение всех точек сразу пока не тестировалось.

В пути от производителя до покупателя для алкогольных напитков эта мера будет последней — до настоящего момента российские контролирующие органы с помощью ЕГАИС уже учитывали показатели деятельности спиртовых заводов, перевозчиков спирта, производителей конечной продукции и ее дистрибьюторов. При помощи специального оборудования и программного обеспечения считается объем произведенного спирта и то, сколько из него поступает на завод, идет учет бутылок. Если на каком-то этапе произошло серьезное расхождение в цифрах — бизнес ждут штрафы.

Однако, до настоящего времени продажи магазинов на учет не ставили. С начала этого года розничный сектор должен был отмечать в ЕГАИС объем поступившей продукции. С 1 июля будет считаться еще и проданный товар.На каждой бутылке вместе с акцизной маркой печатается штрихкод, а на чеке к напитку появится еще и QR-код, подтверждающий подлинность товара, и учет в системе.

Подобные меры призваны вывести с рынка нелегальную "паленую" продукцию, и не дать конечному потребителю купить в рознице несертифицированный алкоголь.

По данным Росалкогольрегулирования (РАР), в 2014 году доля несертифицированной водки на рынке составляла 22%, а в 2015 - уже 7,2%. Когда 1 июля магазины будут регистрировать каждую проданную бутылку, то и эта разница исчезнет, считают чиновники. Россияне будут избавлены от беспокойства за качество алкоголя, а бюджет пополнится.

Сумма начисленных налогов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за первые пять месяцев 2016 года уже выросла на 49%, до 161,2 млрд руб. Только по крепкому алкоголю рост сбора акцизов составил 37,8%. Статистический рост производства продукции также во многом связан не с повышением спроса, а с ЕГАИС.

"Интерфакс" сообщает, что по словам Игоря Чуяна, главы РАР, учет алкогольных напитков добавит бюджету минимум 30 млрд. рублей. По оценкам директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, дополнительные сборы акцизов могут составить около 30–40 млрд руб.