Соблюдение личной гигиены обходится среднему российскому потребителю в 700 рублей в месяц ? почти столько же, сколько и годом ранее (692 рубля), следует из данных ритейл-аудита Nielsen. Дороже всего уход за собой стоит жителям Дальнего Востока, где корзина базовых продуктов по уходу за собой стоит 820 рублей, дешевле всего – жителям Южного и Северокавказского федеральных округов (642 рубля).

Основной объем покупок товаров личной гигиены приходится на формат гипермаркетов и супермаркетов (39% в натуральном выражении) и магазины парфюмерии и бытовой химии (43%), при этом покупаются такие товары нечасто: в среднем, только 17% покупателей говорят о том, что совершали покупку товаров личной гигиены в ходе своего последнего посещения магазина.

 

 

«Средства личной гигиены составляют базу потребительской корзины россиян, их продажи существенно не уменьшаются даже в кризисные периоды. Более того, в современных форматах торговли их можно приобрести по наиболее низким ценам, что становится актуальным для российских потребителей в текущих экономических условиях. Если в благополучные времена человек купит зубную пасту или, например, средство для ухода за кожей лица в аптеке – канале, который в его восприятии является гарантией хорошего качества продукции, – то при необходимости экономить и невозможности отказаться от покупок этих товаров он, вероятнее всего, придет в супермаркет, гипермаркет, дискаунтер или специализированный магазин парфюмерии и бытовой химии современного формата, где, помимо приятных цен, ему будет доступен широкий ассортимент товаров и различные промо-акции», ? комментирует Олег Кравченко, партнер непродовольственной группы, Nielsen Россия.

Точки роста

Среди категорий, представленных в корзине, самая быстрорастущая – дезодоранты (+5,4% в натуральном выражении в январе-октябре 2014 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее). Средства для умывания январе – октябре текущего года прибавили 4,6% к году ранее, туалетное мыло – 2,7%, шампуни – 1,7%.

Среди других продуктов по уходу за собой активно прибавляют в продажах кондиционеры для волос (+6,4% в натуральном выражении) и гели для душа (+7,3%), которые все чаще заменяют россиянам туалетное мыло.

«Ассортимент товаров личной гигиены и средств по уходу за собой в российской рознице становится все более богатым, а новые категории показывают динамичный рост: например, за период январь-октябрь 2014 года категория влажной туалетной бумаги выросла на 15,5% в натуральном выражении по сравнению с тем же периодом 2014 года. В непродовольственных категориях у производителей есть большой простор для внедрения инновационных продуктов – таких, которые будут удовлетворять новые потребности и даже формировать новую категорию», ? поясняет Кравченко.

 

 

Что готовит 2015?

Несмотря на ослабление стоимости рубля по отношению к евро и доллару, в непродовольственных категориях значительного роста цен пока не произошло: шампуни в среднем в июле стоили 127 рублей, в октябре – 132 рубля, цены на зубные пасты не изменились (56 рублей в среднем), а на туалетное мыло и вовсе снизились – с 29 до 27 рублей.

По мере окончания новогодних праздников и уменьшения запасов товаров на складах производителей цены на средства личной гигиены и продукты по уходу за собой неизбежно будут подниматься: доля импортируемого сырья в непродовольственных категориях колеблется от 70% до 100%. «Рост цен в определенной степени может быть сдержан крупными розничными сетями, но, тем не менее, он состоится и бесследно для покупателей не пройдет. В первой половине 2015 года мы увидим рост цен в среднем на уровне 8-10%. Покупать меньше вряд ли будут ? будут выбирать более дешевые бренды и частные марки. Часть покупателей станут «охотиться» за промо-акциями, которые станут более доступными вместе с ростом количества точек современного формата», ? поясняет Кравченко.