Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
17.09.2015 в 18:00

Бизнес-модель McDonald’s довела франчайзи

История о том, как бизнесмен распрощался с сетью после полувека партнерства

3
Иллюстрация Depositphotos.com

Мировой лидер на рынке фаст-фуда — компания McDonald’s — довела до крайней степени недовольства своих франчайзинговых партнеров. Если раньше они лишь высказывали недовольство мерами, которые сеть предпринимает для оздоровления бизнеса и восстановления пострадавшего имиджа, то теперь приступили к решительным действиям.

В России формат франшизы только внедряется: первые точки по франшизе откроются в сибирских городах в 2016 году. А в США более 80% ресторанов сети McDonald’s работают по франшизе, в Европе — около 50%. Цена на франшизу постоянно меняется в зависимости от города и страны, где открывается ресторан, и может колебаться от 500 тыс. до 1,2 млн. долларов на североамериканском рынке.

В июне 2015 года Стив Истербрук, возглавивший корпорацию несколько месяцев назад, представил свои предложения по реформированию компании, в том числе и направленные на расширение роли франчайзинговых партнеров. Глава McDonald’s предложил партнерам покупать больше ресторанов и повышать зарплаты работникам минимум на 1 доллар.

Эти инициативы вызвали недовольство у обладателей франшизы. За последние 5 лет арендная плата выросла на 26% до 6,1 млрд. долларов, а выручка партнеров сети, напротив, сократилась — с 2,5 млн. долларов с ресторана в 2013 году до 2,4 млн. долларов годом позже. За последние десять лет положение партнеров сети становилось все более незавидным: компания постоянно ужесточала требования к персоналу, вносила изменения в меню без учета мнения партнеров и т. д. На этом фоне последние меры воспринялись ими как издевательство.

При этом дальше разговоров дело не заходило. Однако, нашелся революционер — предприниматель из США — который открыто выступил против корпорации. После полувека работы под брендом McDonald’s он заявил о невозможности работать при текущей бизнес-модели, разорвал отношения с сетью и продал свои рестораны.

Аль Джарвис проработал на McDonald’s большую часть своей жизни — 50 лет. Он открыл два ресторана в своем родном штате Мичиган и до 2005 года, что называется, не знал бед. А начались они с расширения меню, которое в McDonald’s является единым для всех кафе сети.

Аль Джарвис, экс-владелец ресторанов McDonald's

Десять лет назад сеть начала активно менять меню, предлагая посетителям сэндвичи McGriddles, роллы McWraps, которые, по словам Джарвиса, не вмещались в стандартную упаковку, и «Foo-Foo coffee», напоминающий латте. Помимо непродуманных позиций в меню, которые и упаковать-то было проблематично, Аль жаловался на требования головного офиса обслуживать покупателей за 90 секунд. «Как можно подать еду покупателю, если возникают такие сложности при ее подготовке?», — возмущался бизнесмен.

В итоге на кухнях кафе Джарвиса происходил бесконечный коллапс, поскольку попытки сотрудников обслужить клиентов в такой короткий срок заканчивались неудачно. Однако, это не единственное, что раздражало предпринимателя. Однажды McDonald's попросил Джарвиса перевести режим работы его ресторанов с обычного на круглосуточный и ввести в оборот меню 2002 года. Это привело к денежным потерям в результате роста издержек на сырье. Когда бизнесмен решил «отбить» утекшие деньги и поднял цены на продукцию — получил нагоняй из головного офиса.

Окончательно разочаровался Джарвис в адекватности менеджмента корпорации после того, как сеть решила растянуть завтраки на весь день и, фактически, смешать их со всем остальным ассортиментом. Несмотря на то, что поклонники бренда требовали расширения меню в течение многих лет, аргумент у предпринимателя такой: «Это не наша ниша. Мы — гамбургеры и картофель фри».

В итоге Джарвис разорвал контракт и продал свои рестораны, назвав свой поступок «побегом из ада». «Я не думаю, что они знают, что хотят сделать, — рассказал он изданию Businessweek, — «Они говорят: «Давайте вернемся к основам». Затем они делают эти странные гамбургеры и говорят о завтраке на весь день».

Аль Джарвис — далеко не единственный, кто не доволен моделью McDonald's. Такие примеры есть в США, в Европе и Азии, однако говорить о своих отношениях с компанией действующие владельцы франшиз по контракту не имеют права, пишет Business Insider. Однако история Джарвиса дает ответы на многие вопросы, в том числе — почему в текущем году число закрытых ресторанов McDonald's в США впервые с 1970 года превысит количество открытых заведений.

Новости по теме
Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.