Российское правительство всячески пытается продвигать идею импортозамещения в массы. Правда, вместо реальной поддержки малого и среднего бизнеса с помощью кредитования, налоговых послаблений и т.д., все чаще запускаются всякого рода пиар-активности. На передовых позициях тут профильное министерство - Минпромторг: год назад чиновники с помпой представили отечественный «Знак качества». Этот знак так и не успел появиться на товарах, а уже запущен новый проект - знак «Сделано в России».

Напомним, что в 2013-2014 гг. Минпромторг совместно с коммуникационной группой Media Arts Олега Волкоша реализовал проект по выбору национального «Знака качества», который должен был использоваться для обозначения высококачественных российских товаров по примеру аналогичного советского знака. Проект был с широко разрекламирован и презентован, однако после этого исчез из поля зрения СМИ.

Позже Sostav.ru удалось выяснить, что проект функционирует через специально созданного для этих целей оператора "Роскачество", а весь проект финансируется из госбюджета. Организация проводит исследования товаров с помощью аккредитованных лабораторий. По результатам экспертизы производителям должны выдаваться знаки качества на бесплатной основе.

Согласно сайту "Роскачества", маркировки "Повышенное качество" получили только две категории товаров - текстиль и детская обувь, при этом ни одному конкретному производителю он так и не был присвоен. Казалось бы, накладный и бессмысленный проект должен был предостеречь чиновников от дальнейших движений в этом направлении. Однако, это не так: "сверху" поступило указание разработать еще один знак.

 

Знаки-финалисты проекта "Сделано в России", продемонстрированные Минпромторгом на закрытой презентации

Иллюстрация facebook.com

 

В презентации проект, получившего название "Сделано в России", указано, что его инициатором является премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. В документе указано, что соответствующее поручение Минпромторгу было дано по результатам Консультационного совета по иностранным инвестициям в России, состоявшегося 19 октября 2015 года.

Идея проекта заключается в том, чтобы с помощью знака "Сделано в России" поддержать российских производителей при выходе их продукции на внутреннем и внешнем рынках. В презентации отмечается, что национальные обозначения есть на продукции многих стран - Франции, Германии, Бельгии и т.д. "Сильный положительный эффект страны происхождения влияет на принятие решения о покупке", - говорят чиновники.

Для сертификации продукции в рамках проекта "Сделано в России" будут использованы целый ряд уже имеющихся систем сертификации (государственные, добровольные, региональные), включая уже упомянутый выше Росконтроль. Иными словами, проект "Знак качества", так и не дойдя до финальной стадии реализации, стал частью проекта, который находится еще в начальной стадии разработки.

Помимо развития российских брендов, Минпромторг намерен попутно скорректировать негативные стереотипы и мифы о невозможности производства в России качественной продукции.

Механизмы работы проекта "Сделано в России" и его коммуникационную политику Минпромторгу только предстоит разработать. В качестве первого этапа ведомство провело исследование, которое включает в себя "поведение" на ранке существующих отметок качества, размышления сограждан об образе бренда и др.

Проект пока не получил собственную айдентику. По словам чиновников, "Сделано в России" будет иметь 3 дополнительных названия на русском языке и версии на английском: Made in Russia, Собрано в России - Assembled in Russia, Вручную сделано в России - Handmade in Russia, Российский Дизайн.

За основу самого графического символа Минпромторг предлагает взять стилизованное изображения государственного флага или использовать универсальный, известный всем символ. В Сети уже появилась та часть презентации Минпромторга, в которой чиновники демонстрируют знаки-финалисты, однако не указывается, каким образом проводится или проводился конкурс на разработку логотипа.

 

Опрос Минпромторга по символам российских товаров

 

В своей презентации чиновники Минпромторга много размышляют о том, как региональное обозначение используется в разных странах, каковы особенности законодательства в США и Франции, как знак "Made in..." помогает продавать вино, машины и гаджеты. Нет в ней только одного: что первичным является развитие промышленности.

Что французское вино или итальянские сыры стали известны на рынке не методами пиара. Что немецкие машины и японская техника получили популярность во всем мире благодаря своему качеству, а не протекционизму властей. Что развенчать стереотипы о плохом качестве продукции из России можно только качественной продукцией, поставляемой на рынок.

Единственный на данный момент отечественный продукт, имеющий устойчивую высокую репутацию в мире - русская водка - не требует никаких дополнительных знаков для идентификации. А очередная программа Минпромторга, как и в случае со "Знаком качества", просто пиар-история на злобу дня в подкрепление слов первых лиц государства.