Иллюстрация Fotolia

 

В преддверии новогодних и рождественских праздников компания Nielsen исследовала рынок товаров повседневного спроса и узнала, чего стоит ожидать ритейлерам и производителям накануне праздничного сезона 2014 года.

Одно из самых заметных влияний новогодний сезон оказывает на продажи всех категорий алкогольных напитков. В большей степени это сказывается на категории шампанских и игристых вин, где готовность потребителей тратить все больше денег на праздничные покупки обеспечивает более трети годовых продаж в период с декабря по январь, а также к переключению потребителей с более традиционных напитков, таких как водка и бренди, в пользу рома, коньяка и виски. Водка в отличие от остальных категорий алкогольных напитков, имеет относительно низкие показатели роста в новогодний период.

«Хотя россияне не теряют головы в погоне за богатым новогодним столом, стоит ожидать увеличение продаж традиционных напитков и продуктов в более премиальных сегментах. Так, если ранее праздничные дни не представлялись возможными без таких алкогольных напитков, как шампанское и водка, то сегодняшний потребитель все больше тяготеет к более дорогому алкоголю – рому, коньяку и виски. И, хотя, продажи первых двух категорий также растут в декабре-январе, во многом драйвером является переключение на более премиум бренды», рассказывает Екатерина Эдельштейн, директор отдела по работе с клиентами Nielsen.

В условиях роста сетевого ритейла и запрета на любой другой способ коммуникации с покупателем в алкогольных категориях, промо-активность производителей в местах продаж усиливается в высокий сезон, добавляет эксперт.

Самый большой рост продаж среди всех сегментов шоколадного рынка приходится на шоколад в коробках: в декабре-январе он доходит до 37- 40%. И только в этом сегменте есть ярко выраженно повышение цены: в преддверии нового года она увеличивается на 7-10% за 1 кг упакованного шоколада, а затем в течение декабря и января увеличивается еще на 15-20%. При этом в большей степени вырастает объем продаж развесных шоколадных конфет (до 20%), при этом цена, стабильная в течение года, в декабре увеличивается на 3-3,5%. И, безусловно, продажи фигурного шоколада – фигуры на новогоднюю тематику и шоколадные яйца – в ноябре-январе вырастают на треть.

Новые потребительские привычки, сформированные в кризис, действуют и сегодня, более рационально настроенный, экономный россиянин пересмотрел свое отношение к «обязательным» подаркам. Если раньше в качестве подарков знакомым, коллегам выбирали дорогой алкоголь и конфеты, то сейчас их место заняли более «сувенирные» вещи, такие как фигурный шоколад, премиальный чай, кофе в праздничных упаковках. Если говорить о непродуктовых товарах, то здесь по-прежнему самым распространенным подарком являются наборы для ванны и душа, а также по уходу за кожей.

Однако, что касается новогоднего стола, то тут российский потребитель не считает нужным экономить: помимо дорогого алкоголя, продажи икры в Москве и Петербурге в праздники вырастают до 20%, соков до 10%.

В период праздников уровень цен по категориям «новогодних» товаров возрастает в целом по всей России, однако сильно различается по регионам, что зависит от двух главных факторов: уровня развития современной торговли и логистической доступности. Так, более низкие цены в Северо-Западном регионе – на 5% ниже, чем в среднем по России, а в Санкт-Петербурге самые низкие цены среди крупнейших городов: благодаря высокому уровню развития современной торговли (особенно каналов гипермаркетов и дискаунтеров) на 10 -15% ниже, чем в среднем по стране. Наиболее высокие цены в Сибири и на Дальнем Востоке – те же самые продукты здесь стоят на 5% и 15% соответственно дороже, чем по стране в целом.

«Внутри одного региона по городам ситуация может сильно отличаться. Например, в Красноярске алкогольные напитки стоят на 15-25% дороже, чем в Новосибирске, по шоколадным конфетам разница достигает 40%. В Центральном регионе и в Москве, в том числе цены немногим выше среднероссийских из-за относительно большой доли объемов продаж, приходящихся на канал супермаркетов», - объясняет Екатерина Эдельштейн.