Иллюстрация Fotolia

 

Среди российских потребителей усиливается тенденция рационального отношения к финансам. Оптимизация расходов уже привела к 8-процентному падению количества спонтанных покупок. Одновременно исследователи фиксируют рост удовлетворённости финансовым положением на 14%. Анализ потребительских трендов 2013 года представило медийное агентство Initiative.

Постепенно меняется отношение россиян к шопингу. Если раньше хождение по магазинам воспринималось, в том числе, как развлечение, то теперь этот процесс становится необходимостью. Покупатели все меньше времени проводят в магазинах с целью посмотреть новинки, примерить, прицениться, а чаще целенаправленно приходят за определенным товаром и покупают его. Число тех, кто посещает магазины ради развлечения, снизилось по сравнению с прошлым годом на 18%. Все меньше покупателей (–11%) получают удовлетворение от покупок.

Так как потребители оптимизируют свои расходы, в текущем году наблюдается стагнация в большинстве категорий товаров и услуг. Прежде всего, это касается кредитов: если в прошлом году количество взявших кредиты выросло на 61%, то в 2013 году показатель уменьшился на 2%. В 2013-м значительно снизилось число покупателей автомобилей – на 22%, тогда как в прошлом году здесь был зафиксирован рост на 52%. Примечательно, что на отдыхе россияне экономить не хотят. Число туристов, которые выезжают за границу, стабильно растет последние два года: в прошлом году – на 23%, а в текущем – на 6%.

Среди российских потребителей все более популярными становятся гаджеты, которые можно использовать в дороге. Число их поклонников увеличилось на 30%. Это может быть связано с усиливающейся тенденцией максимизировать каждую минуту своей жизни. Тем не менее, растет категория покупателей (+12% по сравнению с прошлым годом), которые утверждают, что не готовы покупать слишком дорогие технические новинки, даже если могут их себе позволить

Тренд здорового образа жизни, стремительно набирающий обороты последние два года, начинает ослабевать. Россияне уже меньше беспокоятся о своем здоровье, и количество людей, которые периодически проходят медицинский осмотр, даже если хорошо себя чувствуют, снизилось на 18%.

Несмотря на растущий в последнее время интерес к здоровому питанию, россияне совсем не против готовой упакованной еды, более того, сокращается количество людей (на 12% меньше по сравнению с прошлым годом), которые отрицательно относятся к полуфабрикатам.

Исследование Initiative основано на данных «Российского индекса целевых групп» от Synovate Comcon, которые охватывают население России в городах с население свыше 100 тысяч человек, в возрасте 18–55 лет.