Палата по патентным спорам отказала Apple в регистрации дизайна iPhone. Компания подала заявку еще в 2010 году, в 2012-м получила отказ Роспатента и в феврале этого года попыталась оспорить решение ведомства.

В заявке товарный знак описывался как прямоугольник с закругленными углами и серой рамкой, внутри которой расположены 17 квадратов. Все они содержат различные изображения.

Роспатент принял решение об отказе в государственной регистрации по результатам экспертизы. Согласно заключению, заявленное обозначение представляет собой реалистическое изображение смартфона от Apple, в связи с чем указывает на вид товаров и не может выполнять функции товарного знака.

В своем возражении Apple утверждала, что именно по этим характерным изображениям потребители узнают ее товары. Компания подтверждала различительную способность результатами всероссийского опроса: 86% респондентов указали, что знак им известен, при этом 62% всех опрошенных ассоциируют рассматриваемый знак с iPhone, и 47% правильно указали производителя.

Однако палата посчитала доводы неубедительными. По мнению специалистов, наличие скругленных углов, функциональной кнопки и «иконок» рядами не придает бренду различительную способность, поскольку не позволяет отличить заявленное обозначение от аналогичных изделий.

Из-за малого размера иконки не влияют на общее зрительное впечатление и рассматриваются как «некая композиция из квадратиков с закругленными углами, на которых изображено что-то мелкое». Коллегия палаты отмечает, что заявленное обозначение имеет традиционную форму для современных смартфонов, а незначительные различия в габаритах, размерах экрана, расположении кнопок и разъемов не являются существенным критерием отличия. Данные элементы достаточно малы и не изменяют восприятие коммуникатора в целом. Таким образом, изображение iPhone не обладает различительной способностью, решили в Роспатенте.