Все чаще, особенно на фоне кризисных реалий, российские компании и частные лица обращаются к услугам дизайнеров-фрилансеров. Главная причина - более низкая стоимость услуг по сравнению с дизайн-бюро, агентствами и другими профессиональными объединениями. К каким последствиям может привести сотрудничество с дизайнерами на фрилансе, рассказала Катерина Волконская, арт-директор агентства Times Branding.

Кто же он такой – дизайнер-фрилансер? Это, как правило, узкий специалист, который по каким-то причинам работает дома. Считайте, что вам крупно повезло, если истинная причина кроется в его свободолюбии: чаще речь идет о том, что ему не хватает компетентности, чтобы работать профессионально в серьезном рекламном агентстве, где его поставят в условия выдавать высокого уровня результат.

В этом смысле агентство, как работодатель, уже выполняет для вас функцию решета, которое отсеивает рыночные неликвиды. Как наниматель, я встречала (и не раз) таких соискателей, которые не владеют всем инструментарием в арсенале современного дизайнера – одни создают свои шедевры в Corel'e, другие, изучив пару функций, буквально насильственно ограничивают свои возможности. Но их это не смущает, потому что они прекрасно понимают, что всегда найдутся покупатели их труда, пока на рынке существует проблема непонимания, как работает данная индустрия в целом и кто такие фрилансеры.

 

 

И это непонимание будет всегда, потому что владелец бизнеса не обязан хорошо разбираться в узкой специфике дизайна и брендинга. Попадаться на эту удочку будут те, кто ориентируется в большей степени на цену и не хочет тратить время на первичный экскурс и погружение в процесс выбора правильного партнера на выполнение той или иной задачи. В этом случае заказчика спасает лишь то, что это не хирург-фрилансер, а дизайн каталога - это не операция на сердце в домашних условиях игрушечным ножом.

На примере разработки каталога ясно видна необходимость не фрилансерского подхода к работе. Ведь она несет в себе целый ряд задач, которые выполняют несколько специалистов. Это и профессиональный отраслевой копирайтинг, и соблюдение уже разработанного фирменного стиля или разработка новых элементов, которые отображают специфику бренда (компании), и производство рекламных Key Visual'ов под проект (при необходимости) помимо уникального дизайна и верстки финального продукта. Из всего этого спектра задач хороший фрилансер может предложить вам дизайн и верстку в свободной форме, на его собственный вкус и цвет, при этом арт-директоринг проекта вам также придется взять на себя.

Однако, как и в любом утверждении есть свои исключения, они существуют и здесь: на рынке действительно существует небольшая часть фрилансеров, которые могли бы хорошо выполнить определенного рода корпоративные задачи в области дизайна и брендинга. Это не фрилансеры по нужде, а люди, которые работают в рекламных агентствах и подрабатывают в свободное от работы время.

С такими исполнителями также есть моменты, которые нужно учитывать:

1. Характер задачи, которую вы хотите ему поставить, не должен нести в себе сложной аналитики, а техническое задание должно быть сформулировано достаточно узко и четко, чтобы не было широких коридоров в формате лабиринта, где он затеряется, и вы не получите финальный продукт, которого так ждали.

2. Он сможет работать исключительно в свободное от своей основной работы время. Поэтому просто будьте готовы к затяжным срокам проекта.

3. Всю свою энергию он отдает основной работе. Вашему проекту, скорее всего, останутся лишь тусклые вспышки угасающего пламени. И хоть остатки иногда бывают сладки, не стоит на это рассчитывать, если вы хотите гарантированно получить профессионально выполненную работу.

Всем остальным “свободным художникам”, т.е. фрилансерам по нужде можно довериться только, если:

1. Ваша задача носит очень локальный характер. Например, вам срочно нужна.... О да! Визитка! И вас в действительности мало волнует, как она будет выглядеть.

 

 

2. Вам его хотя бы рекомендовали, потому что в большинстве своем они не обладают достаточным уровнем ответственности и могут исчезнуть на полпути, если кто-то им предложит задачу поинтересней. И можете не надеяться, что этот без вести пропавший когда-либо еще даст о себе знать.

3. У вас есть наличные, которыми вы готовы расплатиться.

4. У вас есть временной лаг, которым вы тоже готовы пожертвовать в случае, если ваше сотрудничество с фрилансером потерпит неудачу, и вам придется искать нового исполнителя.

В заключение стоит отметить, что если вы все-таки решились взвалить на себя весь груз ответственности за сомнительный результат и поработать с фрилансером, делите как минимум на два его портфолио. Т.е. не ждите, что качество выполнения вашего заказа будет таким же по уровню, как и работы, представленные в портфолио и обязательно проведите с ним хотя бы небольшое собеседование – где он работал, почему ушел и т.д.

Текст: Катерина Волконская, арт-директор Times Branding